Большой российский энциклопедический словарь
МАРКСИ́ЗМ, филос., экон. и полит. учение, основоположники к-рого - К. Маркс и Ф. Энгельс. Опираясь на изучение нем. классич. философии (Гегель, Фейербах и др.), англ. политэкономии (Смит, Рикардо и др.), франц. социализма (Сен-Симон, Фурье и др.), Маркс и Энгельс разработали диалектический материализм , теорию прибавочной стоимости и учение о коммунизме . Общество в М. рассматривается как организм, в структуре к-рого производительные силы определяют производственные отношения , формы собственности, к-рые в свою очередь обусловливают классовую структуру общества, политику, гос-во, право, мораль, философию, религию, иск-во. Единство и взаимодействие этих сфер образуют определ. ист. тип общества - общественно-экон. формацию. Развитие и смена первобытнообщинной, рабовладельч., феод., капиталистич. и коммунистич. формаций составляют процесс поступат. движения общества. Борьба господствующих и угнетённых классов - движущая сила истории, а её высшее выражение - социальная рев-ция. Капитализм - последняя эксплуататорская формация, к-рая создаёт мощные стимулы развития общества и в условиях к-рой созревает пролетариат, призванный свергнуть господство буржуазии, установить свою власть и осуществить переход к коммунизму (уничтожение частной и утверждение обществ. собственности, создание бесклассового общества и условий свободного развития личности). М. стал идеологич. основой с.-д. движения, к-рое с нач. 20 в. разделилось на революционное (В.И. Ленин, Р. Люксембург и др.) и реформистское (Э. Бернштейн, австромарксизм и др.) течения (см. Реформизм, Социализм ). После Окт. рев-ции 1917 в России догматизированный М., став гос. идеологией (т.н. марксизм-ленинизм), был поставлен на службу коммунистич. режиму. В 20 в. на Западе критика капиталистич. общества получила развитие в разл. направлениях неомарксизма ( франкфуртская школа , новые левые и др.).
Толковый словарь русского языка И. С. Ожегова и Н. Ю. Шведовой
МАРКСИ́ЗМ -а, м. Созданное К. Марксом и Ф. Энгельсом учение о законах общественного развития, о неизбежности социалистической революции, практическое применение этого учения. II прил. марксистский, -ая,-ое.
Толковый словарь русского языка Д. Н. Ушакова
марксизма, мн. нет, м. система взглядов и учения Маркса - Энгельса, теория научного коммунизма, основоположниками к-рой являются Маркс и Энгельс и дальнейшим развитием к-рой является ленинизм. - Марксизм не есть только теория социализма, это есть цельное мировоззрение, философская система, из которой логически вытекает пролетарский социализм Маркса. Эта философская система называется диалектическим материализмом. Сталин. Марксизм есть научное выражение коренных интересов рабочего класса. Сталин. легальный марксизм - см. легальный.
Толковый словарь Ефремовой
м.
Философское и социально-политическое - созданное К. Марксом в содружестве с Ф. Энгельсом - учение о законах развития общества, о неизбежности его революционного преобразования через диктатуру пролетариата в бесклассовое коммунистическое.
Словарь иностранных слов
[по имени основоположника - карла маркса] - научная, интернациональная идеология рабочего класса; подлинно научное мировоззрение, возникшее в 40 гг. 19 в. как прямое выражение коренных интересов самого революционного класса - пролетариата. м. включает в себя три неразрывные части: философию (диалектический в исторический материализм), политическую экономию и научный коммунизм. м. - учение об основных законах развития природы и общества, о законах революционной борьбы рабочего класса за свержение капитализма, о победе социализма и о строительстве коммунистического общества. создателями марксизма являются к. маркс (1818- 1883) и ф. энгельс (1820-1895), продолжателем их дела выступил в. и. ленин, который поднял марксистскую теорию на высшую ступень, обогатил ее новым историческим опытом международного рабочего движения и, прежде всего, огромным опытом революционной борьбы в россии. марксизм - ленинизм стал могучим идейным оружием трудящихся всего мира и их авангарда - коммунистических, рабочих партий, оружием революционного преобразования общества.
Новейший философский словарь
идейное течение второй половины 19-20 вв., традиционно связываемое с концепцией общество- и человековедения, сформулированной в работах Маркса. В своей эволюции М. преодолел ряд разнокачественных этапов и состояний. 1) М. ортодоксального толка, адаптируемый различными мыслителями к региональным особенностям и условиям (Плеханов, Лабриола и др.); 2) М. "ревизионистского" толка, сохраняющий понятийный строй учения Маркса и, одновременно, отвергающий его революционистско-насиль-ственный пафос (Каутский, Бернштейн и др.); 3) М. ленинского типа, доводящий до крайне радикальных форм те аспекты учения М., которые были посвящены проблеме активного субъекта и исторического процесса (класс, трудящиеся массы, образованное меньшинство и т.п.). Пролетарский мессианизм марксовой парадигмы представители этого направления замещали идеей об организации профессиональных революционеров, о революционной партии, способной возглавить и направить процессы радикального революционного общественного переустройства (Ленин, Троцкий, Сталин, Мао Цзедун и др.); 4) М., стремящийся совместить категориально-понятийные комплексы Маркса с парадигмой деятельностного, практического подхода в его философском измерении (Лукач, Грамши и др). 5) Версии М., связанные со стремлением их представителей, сохраняя марксову парадигму в ее классическом издании (материалистическая субординация системных элементов социальной жизни в их статике и динамике и т.п.), выйти за пределы проблемного поля, задаваемого ортодоксальной марксовой трактовкой сущности человека, которая якобы "в своей действительности" есть "совокупность всех общественных отношений" (фрейдо-М. и др.). Выступая философией индустриализма, философией техногенной цивилизации, философией преобразующей человеческой практики, М. продемонстрировал уникальный потенциал самообновления в 20 в. (Гароди, Альтюссер и др.). А.А. Грицанов
Новейший философский словарь
(2) ЛЕНИНИЗМ
самообозначение правящих идеологий в странах социализма в 20 в. Первоначально характеризуемые в персонифицирующей стилистике (учение "Маркса - Энгельса - Ленина - Сталина" и т.п.), эти конгломераты идей под воздействием процессов "преодоления культа личности и его последствий" начали описываться как продукт коллективного руководства правящих партий с акцентированным дистанцированием от любых признаков харизматической окрашенности. В структуру М. - Л. традиционно входили ортодоксальный марксизм, ленинизм и сопряженные учения региональных идеологических апостолов, постоянно трансформируемые в интересах властвующей в тот или иной момент элиты. А. А.Грицанов