Энциклопедический Словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона
МАЙ
(лат. mensis Majus, греч. πεμπτος μήν, нем. и франц. Mai, англ. May, итал. Maggio, польск. и чешск. Мaj; коренные славянские названия: в Древней Руси ≈ травный, у малороссов ≈ травень, у чехов кветен и травен, а в старину изок и сибин, у сербов ≈ травен, цветан, а в старину свибан, у болгар ≈ летен, травен, у словаков ≈ цветень, у хорватов ≈ розоцвет, розняк, велик травен, щебой или швибан; польск. Maj (значит "зелень") ≈ по современному счислению, пятый месяц в году; название свое получил от римск. богини Май. Имеет 31 день. Название М. (в церковных книгах Маий) перешло к нам от Византии. Народные поговорки про М.: "захотел ты у мужика да в М. перепутья" (дорожной пищи); "коли март сух да мокор М., так будет каша и коровай"; "сей и холь яровое в М., так будет зимою добро"; "понадеялся на М. да на сладимой ветерок, вот тебе и хлебец"; "ай, ай, осударь М., тепел да холоден", "май холодный, год хлебородный"; "коли в М. дождь, будет и рожь"; "апрель с водою ≈ М. с травою"; "майская трава и голодного кормит". С Николина дня (9 мая) начинают выгонять лошадей на ночнину. На Федосью-колосяницу (29 мая) рожь начинает колоситься. В римско-католической церкви месяц М. посвящен особенному чествованию Пресвятой Девы Марии ("майские службы", напоминающие акафист Богоматери в православной церкви). См. Майский праздник.