Большой российский энциклопедический словарь
ЛОГОПЕ́ДИЯ (от греч. logos - слово, речь и paideia - обучение), отрасль дефектологии, изучающая нарушения речи при нормальном слухе и разрабатывающая пути их преодоления и предупреждения.
Толковый словарь русского языка И. С. Ожегова и Н. Ю. Шведовой
ЛОГОПЕДИЯ , -и, ж. Раздел дефектологии, занимающийся недостатками речи и их исправлением. || прил. логопедический, -ая, -ое.
Толковый словарь русского языка Д. Н. Ушакова
логопедии, мн. нет, ж. (от греч. logos - речь и paideia - воспитание) (спец.). Исправление недостатков, пороков речи, ср. логопатия.
Толковый словарь Ефремовой
ж.
Раздел дефектологии, изучающий нарушения речи при нормальном слухе и способы их лечения.
Словарь иностранных слов
[гр. logos слово, речь + paideia воспитание, обучение] - раздел дефектологии, изучающий вопросы постановки правильной речи, предупреждения и устранения ее дефектов.
Большой русско-английский словарь
жен. speech therapy, logopaedics
Русско-немецкий словарь
логопедия ж Logopädie f, Sprachheilkunde f
Большой русско-украинский словарь
сущ. жен. рода мед. логопедія
Русско-испанский словарь
логоп́едия
ж. logopedia f
Словарь медицинских терминов
(лого- + греч. paideia воспитание, обучение) отрасль педагогики, тесно связанная с медициной, изучающая речевые расстройства и разрабатывающая методы их коррекции и профилактики.
Психологический словарь
(от греч. logos — слово + paideia — воспитание) — отрасль специальной педагогики, в задачу которой входит изучение недостатков речи, разработка принципов и методов их предупреждения и преодоления.
Нарушения речи могут затрагивать различные компоненты речевой деятельности. Одни из них касаются только произношения и выражаются в нарушениях внятности без каких-либо сопутствующих явлений (см. Косноязычие ); др. обнаруживаются не только в дефектах произношения, но и в нарушениях чтения и письма (см. Аграфия , Дислексия, Дисграфия). Существуют нарушения, охватывающие как фонетическую, так и лексико-грамматическую систему (см. Алалия , Афазия). Часто недостатки речи касаются ее темпа и плавности (см. Заикание ).
Нарушения речи нередко препятствуют успешному развитию познавательной деятельности детей, неблагоприятно влияют на формирование их психики. У них появляются такие черты, как замкнутость, неуверенность в себе, негативизм и др.
Преодоление нарушений речи осуществляется специальными педагогическими методами, часто при одновременном проведении врачебных мероприятий. Однако устранение неблагоприятных условий звукообразования само по себе обычно не обеспечивает преодоления дефектов речи, возникающих в связи с анатомическими особенностями артикуляционного аппарата. Исправление речи в этих случаях достигается проведением логопедической работы с детьми. Исследования логопедов раскрыли механизмы взаимодействия нарушений слухового восприятия и речедвигательной функции, произносительной деятельности и фонемообразования, нарушений устной и письменной речи. Вскрыта взаимозависимость нарушений звуковой и смысловой сторон речи; тем самым выявлены сложные и многообразные механизмы психических процессов, участвующих в формировании речевой деятельности. См. также Речи расстройства.