Большой российский энциклопедический словарь
ЛИ́ЧНОСТЬ, человек как субъект отношений (к себе, др. людям, окружающему миру) и сознательной деятельности. В этом смысле понятие Л., в отличие от этически нейтрального понятия психофизич. и духовной индивидуальности , включает в себя этич. момент самоопределения. Л. характеризуется присущей ей смысловой структурой (системой взглядов, ценностных установок, предпочтений и т.п.), раскрывающейся в её действиях и поступках.
Толковый словарь русского языка И. С. Ожегова и Н. Ю. Шведовой
ЛИ́ЧНОСТЬ , -и, ж.
• 1. Человек как носитель каких-н. свойств, лицо (в 3 знач.). Неприкосновенность, свобода личности. Светлая л. Роль личности в истории. Установить чью-н. л. (узнать, что за человек, его имя; офиц.).
• 2. мн. Обидные замечания, намеки (устар.). Прошу без личностей. Перейти на личности. || прил. личностный, -ая, -ое (к 1 знач.; книжн.). Личностные качества.
Толковый словарь Ефремовой
ж.
1)
а) Совокупность свойств, присущих определенному человеку и составляющих его индивидуальность; отдельное человеческое "я".
б) Образ такого отдельного "я", воплощенный в произведениях искусства.
2)
а) Человек с точки зрения черт его характера, поведения, общественного положения.
б) перен. Человек с ярко выраженной индивидуальностью, необыкновенный в каком-л. отношении.
3)
а) Человек как член общества.
б) Человек как юридическое лицо.
4) перен. разг.-сниж. Физиономия, лицо (1*1).
Энциклопедический Словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона
(философ.) ≈ внутреннее определение единичного существа в его самостоятельности, как обладающего разумом, волей и своеобразным характером, при единстве самосознания. Так как разум и воля суть (в возможности) формы бесконечного содержания (ибо мы можем все полнее и полнее понимать истину и стремиться к осуществлению все более и более совершенного блага), то Л. человеческая имеет, в принципе, безусловное достоинство, на чем основаны ее неотъемлемые права, все более и более за нею признаваемые по мере исторического прогресса. Бесконечное содержание, потенциально заключающееся в Л., действительно осуществляется в обществе, которое есть расширенная, или восполненная, Л., так же как Л. есть сосредоточенное, или сжатое, общество. Развитие лично-общественной жизни проходит исторически три главные ступени: родовую, национально-государственную и универсальную, причем высшая не упраздняет низшую, а только видоизменяет ее; так, с установлением государственного порядка вместо родового быта кровная родственная связь лиц не теряет своего значения, а только перестает быть принципом самостоятельных и обособленных групп (родов), ограничиваясь лишь частным или домашним союзом семейным, не имеющим уже ни внутренней юрисдикции, ни права кровавой мести. Началом прогресса от низших форм общественности к высшим является Л. в силу присущего ей неограниченного стремления к большему и лучшему. Л. в истории есть начало движения (динамический элемент), тогда как данная общественная среда представляет консервативную (статическую) сторону человеческой жизни. Когда Л. чувствует данное общественное состояние в его консерватизме как внешнее ограничение своих положительных стремлений, тогда она становится носительницею высшего общественного сознания, которое рано или поздно упраздняет данные ограничения и воплощается в новых формах жизни, более ему соответствующих. Разумеется, не всякое столкновение Л. с обществом имеет такое значение; есть существенное различие между преступником, восстающим против общест…
Полное определение слова «ЛИЧНОСТЬ»
Словарь медицинских терминов
человек как индивидуальность, характеризующаяся комплексом мировоззренческих, психологических и поведенческих устойчивых признаков, которые формируются под воздействием конкретных общественных условий на основе совокупности врожденных и приобретенных биологических предпосылок.
Словарь медицинских терминов
акцентуированная
(лат. accentus усиление) человек с отдельными дисгармоническими чертами характера, причем глубина этой дисгармонии не достигает степени психопатии.
Психологический словарь
(англ. personality; от лат. persona — маска актера; роль, положение; лицо, личность). В общественных науках Л. рассматривается как особое качество человека, приобретаемое им в социокультурной среде в процессе совместной деятельности и общения. В гуманистических философских и психологических концепциях Л. — это человек как ценность, ради которой осуществляется развитие общества (см. И . Кант). При всем многообразии подходов к пониманию Л. традиционно выделяются след. аспекты этой проблемы:
1) многогранность феноменологии Л., отражающая объективно существующее многообразие проявлений человека в эволюции природы, истории общества и его собственной жизни;
2) междисциплинарный статус проблемы Л., находящейся в сфере изучения общественных и естественных наук;
3) зависимость понимания Л. от образа человека, явно или скрыто существующего в культуре и науке на определенном этапе их развития;
4) несовпадение проявлений индивида, Л. и индивидуальности, исследуемых в рамках относительно независимых друг от друга биогенетического, социогенетического и персоногенетического направлений современного человекознания;
5) разведение исследовательской установки, ориентирующей специалиста на понимание развития Л. в природе и обществе, и практической установки, направленной на формирование или коррекцию Л. в соответствии с целями, заданными обществом или поставленными обратившимся к специалисту конкретным человеком.
В центре внимания представителей биогенетической ориентации находятся проблемы развития человека как индивида, обладающего определенными антропогенетическими свойствами (задатки, темперамент, биологический возраст, пол, тип телосложения, нейродинамические свойства н. с., органические побуждения, влечения, потребности и др.), которые проходят различные стадии созревания по мере реализации филогенетической программы вида в онтогенезе. В основе созревания индивида лежат приспособительные процессы организма, которые изучаются дифференциальной и возрастной психофизиологией, пс…
Полное определение слова «ЛИЧНОСТЬ»