Большой российский энциклопедический словарь
ЛАД, важнейшая эстетич. категория музыки; система звуковысотных связей, объединённых центр. звуком (созвучием). Воплощается в звукоряде (звуковой системе). Элементы Л. (звуки, созвучия) находятся в определ. отношениях между собой (см. Функции ладовые , Устой и неустой ). Ист. формы Л.: опевание тона-устоя близкими по высоте звуками; модальные (монодич.) Л., связанные с принципом мелодии-модели (модуса, попевки; см. Модальность, Древнегреческие лады , Натуральные лады , Средневековые лады , Макам , Мугам , Рага ); европ. гармонич. тональность 17-19 вв. ( мажор и минор ). Новые высотные структуры в музыке 20 в. (в т.ч. в додекафонии ) используются наряду с классическими и обновлёнными древними типами Л. См. также Пентатоника , Диатоника , Хроматика .
Толковый словарь русского языка И. С. Ожегова и Н. Ю. Шведовой
ЛАД -а (-у), о ладе, в ладу, мн. -ы, -ов, м. (разг.).
• 1. чаще ед. Согласие, мир, порядок. Нет ладу в семье. В ладу "ли в ладах с кем-чем-н. (в полном согласии, в дружеских отношениях). Жить в ладу с кем-н. Он с ним не в ладах. Ум с сердцем не в ладу у кого-н. (о том, кто разумом понимает одно, а сердцем чувствует другое). Ученик не в ладах с математикой (перен.: не успевает по математике).
• 2. Образец, способ. На другой л. сделать (по-другому). На все лады (по-вся-кому, по-разному). * На лад (идти, пойти) (разг.) - успешно. Дело пошло на лад. Ни складу ни ладу нет в чём (разг.) - нет ни ясности, ни порядка (обычно о рассказе, речи).
Толковый словарь русского языка И. С. Ожегова и Н. Ю. Шведовой
ЛАД -а, мн. -ы, -ов, м. (спец.). Строй музыкального произведения, сочетания звуков и созвучии. мн. Поперечное деление на грифе струнного инструмента. мн. Клавиши гармоники, струнного, духового инструмента. Перебирать лады. * В лад (разг.) - стройно, в соответствии с чем-н. Петь в лад. В лад с квм-чем, в знач. предлога с те. п. (разг.) - как кто-н., совместно, не расходясь с кем-чем-н. действовать в лад с напарником. II прил. ладовый, -ая, -ое.
Толковый словарь русского языка Д. Н. Ушакова
лада, о ладе, в ладу, мн. лады, м. 1. только ед. Согласие, мир, порядок (простореч.). На что и клад, когда у мужа с женой лад. Пословица. Забудем прошлое, уставим общий лад. Крылов. 2. Способ, образец, манера. Роман на старый лад. Пушкин. Спою не хуже я и соловьиным ладом. Крылов. Защелкал, засвистал на тысячу ладов. Крылов. На разные лады. 3. Способ построения звукоряда, расположения звуков, тональность, строй музыкального произведения (муз.). Фригийский лад. Церковные лады. 4. преимущ. мн. Поперечные деления на грифе струнных музыкальных инструментов (муз.). Знать лады балалайки.
Клавиши гармоники (муз.). Бойко перебирать лады. 5. Физическое сложение, стать животных (охот.). Пегий мерин... ладов хороших. Л. Толстой. Лады лягавой собаки. В ладу или в ладах (разг.) - мирно, дружно, в полном согласии; противоп. не в ладу, не в ладах. Ум с сердцем не в ладу. Грибоедов. В лад с кем-чем - согласно, стройно; в соответствии. Петь в лад. В лад шевелить плечами. С его неясными словами моя душа звучала в лад. Пушкин. Ни складу, ни ладу в чем (поговорка) - никакой связи,
Энциклопедический Словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона
≈ построение диатонического звукоряда или гаммы. Чередование тонов и полутонов, образующихся между ступенями звукоряда, различно. Вследствие этих условий, Л. получили различные названия. Греки имели свои лады, связанные с известными названиями (см. Греческая музыка). Эти названия перешли в западную музыку и были применены к церковным или средневековым Л., при чем церковный Л. с известным греч. названием не соответствовал греч. Л. с тем же названием. До введения этих названий, Л. назывались автентическими и плагиальными (см. Григорианское пение). Церковные Л., применение которых было особенно распространено до ХVII ст., состояли (говоря наглядно) из чередования только белых клавиш фортепиано. Различались лады: ионийский, дорический, фригийский, лидийский, миксолидийский и эолийский (см. Церковные Л.). В настоящее время из церковных Л. применяются ионийский (наша мажорная диатоническая гамма) и эолийский (наша минорная неискусственная или так называемая натуральная гамма). Вследствие транспонирования ионийского Л. на разных ступенях хроматической гаммы, образуются тональности. Последние имеют два наклонения: мажорное и минорное (см.). Н. С .
Орфографический словарь Лопатина
лад, -а и -у, предл. в ладу́, мн. -ы́, -о́в