Лаборатория санитарная
(аналитические или санитарные станции) ≈ учреждение, занимающееся исследованием съестных продуктов, вкусовых веществ и других предметов потребления, для определения их доброкачественности и безвредности в санитарном отношении. Очень часто плохое качество и подделка предлагаемого товара не могут быть открываемы самими покупателями или общим санитарным надзором простыми средствами, а обнаруживаются только путем химического или физического, а иногда и бактериологического исследования. Это-то обстоятельство и служит основанием для учреждения санитарных Л. Однако, для успешности борьбы с фальсификацией и с продажей испорченного и недоброкачественного товара Л. должны опираться в своей деятельности на специальное законодательство или на местные обязательные постановления, регулирующие, в главных чертах, качества предметов первой необходимости, т. е. воспрещающие как подделку их, так и употребление, при их изготовлении или укупорке, вредных и ядовитых веществ, и устанавливающие известные нормы в отношении тех составных частей, которыми характеризуется доброкачественность того или другого предмета. Впрочем, в деятельности санитарных Л. можно различать два периода. "Подготовительный" заключается в систематических исследованиях, необходимых для первого ознакомления с качествами обращающихся на местном рынке предметов потребления, могущих служить основанием для выработки обязательных постановлений или специального законодательства и для установления вышеупомянутых норм. Необходимо в первые годы существования санитарной Л. по возможности избавить ее от исследований по заказам частных лиц; и даже по вступлении лаборатории во второй, чисто практический, период деятельности, подобные систематические исследования, будучи предпринимаемы периодически, много содействуют правильному контролю над доброкачественностью того или другого, подлежащего санитарному надзору, предмета. Наконец, еще одна сторона деятельности всякой санитарной Л. заключается в проверке тех способов исследования, которыми ей приходится пользоваться. Анализ пищевых и вкусовых веществ представляет еще мало разработанную отрасль аналитической химии, нуждающуюся в дальнейшем развитии и в постоянной проверке вновь предлагаемых методов исследования. Главной же задачей санитарной Л ., вступившей во второй период своей деятельности, конечно, должно служить производство анализов по заказам правительственных и общественных управлений, разных учреждений, а равно и частных лиц. Насколько известно, первым учреждением, которое, хотя лишь отчасти, служило для названной цели, была так называемая "химическая центральная станция" в Дрездене, открытая в 1870 г.; первые же контрольные станции, в собственном смысле слова, возникли, в 1872 г., в гг. Бремене и Риге; в середине и в конце 70-х годов санитарные Л. открывались во многих городах как северной, так и южной Германии, а также и в Швейцарии (Магдебург, Ганновер, Висбаден, Лейпциг, Вюрцбург, Браунгшвейг, Люцерн, Цюрих, С. Галлен и др.); затем примеру этому следовали многочисленные германские города в начале 80-х годов, после издания закона 14 мая 1879 г., положившего прочное основание санитарному контролю над торговлей не только пищевыми и вкусовыми веществами, но и игрушками, обоями, красками, посудой, керосином и пр., по всей Германии. В Англии контрольные станции явились впервые в конце 70-х и в начале 80-х гг., под влиянием законов 1875 и 1880 гг., направленных против фальсификации веществ, служащих для еды и для питья. В Нью-Йорке, в 1881 г., была устроена правительством Соединенных Штатов центральная Л. для исследования всех главных, встречающихся в продаже, пищевых и вкусовых веществ. В 1882 г. в Париже открыла свои действия знаменитая муниципальная Л. этого города, деятельность которой всецело посвящена контрольным исследованиям предметов первой необходимости. В России первые Л., устроенные для этой цели, являются в начале 90-х годов, и в один и тот же год (1891) были учреждены санитарные Л. в Москве, Петербурге, Киеве, Варшаве и Одессе; подобные же учреждения существуют в настоящее время и в других городах России (Ялта, Севастополь и пр.), многие города находятся накануне открытия контрольных станций. В начале нараставшая потребность в санитарном контроле во многих местах удовлетворялась тем, что содержатели аптек, иногда и химики и преподаватели химии в средних учебных заведениях ≈ устраивали небольшие Л., в которых они, за известное вознаграждение, производили химические исследования предметов первой необходимости по заказам. В большом количестве подобные Л. возникали во многих германских городах после издания закона 1879 г., и они отчасти существуют в этом виде еще и по настоящее время (в Берлине, Кельне, Бонне, Нюрнберге, Ульме и т. д.). Английские города, не устраивая своих Л., приглашают химиков, которые утверждаются правительством и принимают на себя обязанность, за известную таксу, исследовать всякое, доставляемое им городом, пищевое или вкусовое вещество и пр. Спрашивается: кем должны быть устраиваемы подобные лаборатории? Частная инициатива в этим деле хотя иногда приносит пользу, тем не менее устройство частных Л., исполняющих заказы публики и разных учреждений за известное вознаграждение, представляет наименее совершенную форму контроля над доброкачественностью пищевых продуктов: при низкой таксе, такие Л. очень часто не могут производить необходимых сложных аналитических работ, а вынуждены удовольствоваться краткими и подчас поверхностными исследованиями; при более высокой же таксе, которой труд исследователя сплачивался бы надлежащим образом, Л. сидят без дела. Это показала практика многих подобных предприятий и в настоящее время не подлежит сомнению, что санитарные Л. не должны быть частными учреждениями, основанными на коммерческих началах. Несколько больше гарантии представляют Л., учреждаемые какими-нибудь обществами (фармацевтическими, гигиеническими и пр.); на деле обыкновенно оказывается, что эти Л. сами себя не окупают и что учредившие их общества ежегодно приплачивают (Лейпциг, Регенсбург, Вюрцбург, Брауншвейг, Гамбург и др.). ≈ Иногда правительственные органы или города входят в соглашение с каким-нибудь научным учреждением (Германия, Австрия, Италия, Швеция и Норвегия). Нередко заведующему научным учреждением отпускается известная сумма или же самому учреждению дается известная субсидия, взамен которой заведующий берет на себя обязанность производить, за определенную плату, анализы пищевых продуктов и пр. по требованию частных лиц или властей. Учреждения этого типа существуют в некоторых городах Германии (Геттинген, Гильдесгейм, Марбург и др.). Иногда контрольные станции, устроенные правительством или городами при учебно ≈ вспомогательных учреждениях высших учебных заведений, поставлены вполне самостоятельно: имеют своего директора, особенные суммы, свой штат работников, отдельное помещение и т. д.; этому типу отвечают контрольные станции, устроенные в Мюнхене (при гигиенич. институте), Эрлангене (при Л. прикладной химии) и др.; на этом же принципе основано устройство моск. городской санитарной станции при гигиеническом институте моск. университета. Находя неудобным первый тип частного соглашения между каким-нибудь научным учреждением, с одной стороны, и правительственными или общественными властями, с другой, причем в распоряжение данного учреждения бесконтрольно отпускается известная сумма, должно сказать, что второй тип подобных соглашений, при котором контрольная станция, устроенная в помещении того или другого научного учреждения и находящаяся в заведывании директора его, тем не менее имеет вполне самостоятельный характер и представляется во многих случаях весьма рациональным и желательным: при этих условиях содержание станции обходится значительно дешевле, чем если бы она была устроена совершенно отдельно; кроме того, такая станция может пользоваться лучшими, наиболее подготовленными силами. Последнее обстоятельство приобретает особенное значение там, где подобные Л. являются впервые. Плата за анализы, в таких случаях, поступает в казну, если станция правительственная, или же в кассу того общественного управления, которым станция содержится. ≈ Иногда правительствами или городами устраиваются санитарные Л. и совершенно отдельно от научных учреждений. Таковы, напр., контрольные станции в Киле, в Бреславле, Ганновере, Штутгардте, Бремене, Цюрихе, Амстердаме, Риге, некоторые станции в Баварии и т. Д. К этому типу принадлежат также и городские Л. в С.-Петербурге, Киеве и Севастополе, сюда же относится городская муниципальная Л. в Париже. Такая организация контрольных станций необходима в больших городах, при широко развитом спросе на деятельность подобных учреждений; этого же типа Л. естественно являются в центрах, не имеющих высших учебных заведений, с которыми правительство или город могли бы войти в соглашение. Из предыдущего видно, что санитарные Л. или контрольные станции в настоящее время устраиваются главным образом городскими общественными управлениями, что должно почитаться наиболее желательным и целесообразным, именно потому, что при новизне дела и при разнообразии местных условий и потребностей санитарные Л. не могут быть устроены по известному шаблону, а должны быть приспособлены к условиям места и времени. Городские Л. будут стоять ближе к населению, чем правительственные учреждения такого же рода, и будут более последних полезны городам в вопросе о выработке обязательных постановлений по санитарной части и в организации действительного контроля над торговлей предметами первой необходимости, который возможен только при согласовании деятельности торговой полиции, базарных смотрителей, санитарных врачей и пр. (см. Фальсификация пищевых продуктов). ≈ В земских губерниях России санитарные Л. могли бы быть устраиваемы и на средства губернских земств; первая попытка в этом направлении сделана уже лет 10 тому назад пермским губернским земством, устроившим санитарную Л. в г. Перми. Группируя работы, производимые в санитарных Л., приходим к следующему выводу: центр тяжести деятельности Л. должен заключаться, с одной стороны, в исследовании предметов, доставляемых городским общественным управлением и агентами городской санитарной организации, а с другой ≈ в периодических массовых исследованиях различных предметов первой необходимости, причем материал для этих анализов берется на местах производства и продажи или агентами самой Л., или представителями общего городского санитарного надзора. На втором уже плане находятся исследования, производимые по желанию частных лиц и посторонних учреждений; последние работы должны быть обязательны для санитарных Л. лишь условно и исполняются по мере возможности. Такое условное обязательство встречается в инструкции многих контрольных станций за границей; оно несколько гарантирует эти учреждения от наплыва частных заказов, подчас лишенных всякого общественного значения. При исполнении заказов частных лиц должно отдавать предпочтение потребителям перед требованиями производителей или торговцев. ≈ За исследования, производимые в санитарных Л. для частных лиц и посторонних учреждений, взимается известная плата, согласно установленной таксе, нормирующей в каждом отдельном случае стоимость исследования. Там, где Л. устроена частным лицом, на частные средства, плата должна быть рассчитана так, чтобы ведение дела было не только не убыточно, но представляло известную выгоду. Там же, где подобные Л. устроены правительством или общественными управлениями, финансовые расчеты должны отступать на последний план. Такие Л. должны удовлетворять столь крупной общественной потребности, что существование их оправдывается вполне даже в таком случае, если они и не будут приносить никакого дохода. Вообще по отношению к общественным санитарным Л. значение таксы за исследования состоит лишь в том, чтобы посредством ее несколько регулировать спрос на работу Л. со стороны частных лиц и посторонних учреждений. Таксы, которыми руководствуются санитарные Л. в различных местах, установлены на основании двух различных принципов: в одном случае назначается известная средняя, однообразная плата за определение каждой отдельной составной части испытуемых предметов, независимо от количества употребляемого для этого труда, причем общая плата за исследование того или другого предмета зависит только от количества подлежащих анализу составных частей, а не от характера их; это ≈ так называемая нормальная такса. В другом случае, наоборот, для определения каждой составной части (или известных групп их) устанавливается особая плата, в зависимости от потребного для производства анализа времени, количества и ценности необходимых реактивов и проч.; это ≈ так называемая деталированная такса. Здесь, конечно, плата за определение отдельных составных частей колеблется в довольно широких пределах. Это имеет больше значения для Л., принадлежащих частным лицам, нежели для правительственных или общественных; для последних нормальная такса заслуживает предпочтения перед деталированной, имеющей еще тот существенный недостаток, что в ней все равно не могут быть предусмотрены не только все отдельные определения, которые встречаются в санитарной практике, но даже и все предметы, которые доставляются в Л. для исследования. Но и нормальная такса может быть иногда стеснительной и не вполне соответствовать потребности практической жизни. В большинстве случаев для санитарной оценки какого-нибудь предмета требуется целый ряд количественных определений. Если в этих случаях расчет платы за анализ произвести на основании нормальной таксы, то стоимость анализа, в общей сложности, может оказаться чрезмерно высокой, в особенности когда речь идет о малоценных предметах первой необходимости. В виду этого необходимо, чтобы для таких комбинаций аналитических приемов, которые наиболее часто приходится производить при проверке доброкачественности пищевых и вкусовых веществ и которые могут быть названы санитарным анализом, была установлена соответственная удешевленная такса. По распоряжению учреждения Л., и частные заказ могут быть удовлетворяемы без всякой платы, напр. в случае бедности заказчика. Сделать вообще бесплатными все качественные исследования едва ли представляется удобным, так как в большинстве случаев, даже при самом сокращенном санитарном анализе, наряду с качественным исследованием предмета, приходится производить и количественные определения. В Париже все качественные анализы по требованию публики исполняются бесплатно; в Ганновере производятся безвозмездно, и то только по требованию бедных лиц анализы муки и молока; в Петербурге, в городской аналитической Л., простые качественные определения производятся бесплатно, а для обыкновенно встречающихся количественных определений установлена нормальная такса в 1 руб.; для московской городской санитарной станции за количественное определение каждой составной части думой установлена нормальная такса от 1 до 2 руб.; плата же за санитарный анализ предметов первой необходимости колеблется от 50 коп. до 2 руб.; в случае надобности анализ, с разрешения городской управы, производится бесплатно; за полный анализ пищевых и вкусовых веществ, а также и других предметов потребления, установлена особая плата. В Москве, при гигиеническом институте университета, городская санитарная станция открыта для публики на следующих основаниях: 1) исполнение на станции работ по частным поручениям допускается городской управой постепенно и лишь в такой мере, чтобы это не препятствовало исполнению работ по требованию городского управления; 2) исполнение исследований по поручениям частных лиц и разных учреждении производится не иначе, как за плату по утвержденной для сего таксе; 3) при принятии заказов должно быть отдаваемо преимущество поручениям на производство "санитарных" исследований, при которых станцией дается заключение лишь о доброкачественности, чистоте и безвредности доставленных для исследования предметов; 4) городская санитарная станция не должна иметь непосредственных сношений с лицами и учреждениями, заявляющими свои требования на производство исследований; 5) имена лиц, доставивших предметы для исследования, равно как имена продавцов или производителей доставленных предметов, остаются для станции неизвестными; 6) дабы лица и учреждения, обращающиеся к содействию станции, не имели возможности пользоваться ее заключениями для рекламы, в заключениях станции, выдаваемых городской управой, не должно быть включаемо ни имен собственных, ни наименований торговых фирм. Размеры существующих в различных местах санитарных Л. или аналитических станций далеко не одинаковы. Нередко, если Л. содержится частным лицом (владелец аптеки и т. п.), лицо это представляет из себя единственного работника. Даже общественные Л. обыкновенно располагают немногочисленным персоналом. На городской аналитической станции в Петербурге имеется, кроме заведующего, 1 старший и 2 младших лаборанта; персонал московской городской санитарной станции состоит из заведующего и 3-4 лаборантов. Исключение представляет парижская муниципальная Л., на которой, кроме директора и его помощника, служат 25 химиков и на которой, благодаря именно этому, существует значительная специализация труда. Заведывание санитарными Л. или аналитическими станциями обыкновенно находится в руках фармацевтов или чистых химиков, но во главе их должны бы стоять врачи-гигиенисты. Последние здесь уместны не только потому, что в программу санитарной Л. между прочим входят и гигиенические исследования воздуха, воды, почвы и проч., но и потому, что и в специальной области исследования пищевых и вкусовых веществ задача Л., кроме определения испорченности предметов или их подделки, заключается и в определении их вредного влияния на человеческий организм. Вообще труд химика-аналитика в санитарных Л. составляет лишь половину работы в этих учреждениях; другая половина заключается в составлении, на основании добытых анализом данных, правильных выводов и заключений о санитарных достоинствах испытуемого предмета, а для этого требуется не только большая опытность в комбинации аналитических данных вообще, но и много специальных сведений, относящихся всецело к компетенции врача-гигиениста. За границей в некоторых местах санитарные Л. находятся в заведывании профессоров гигиены или опытных врачей. Размер деятельности санитарной Л. зависит от различных обстоятельств. Есть хорошо устроенные Л., где количество испытуемых предметов сравнительно невелико, тогда как число подробных анализов весьма значительно по тем или другим причинам. В других Л., наоборот, количество испытуемых предметов, по сравнению с числом лаборантов, представляется очень значительным, и это, конечно, возможно только в таком случае, если среди произведенных анализов находится много таких, которые не требуют много времени и сложных приемов. Преобладающие способы доставления в санитарные Л. испытуемых предметов значительно разнятся по местным условиям: местами почти весь материал доставляется Л. официальным путем. В Мюнхене, в 1882-83 гг., 26,6% всех исследованных на контрольной станции предметов было доставлено частными лицами; на аналитической станции в Цюрихе, в то же время, лишь 12,1% всех работ было произведено по поручению частных лиц, а в Бреславле, в 1881-86 гг., на эту категорию пришлось всего 3,8%; с другой стороны в спб. городскую лабораторию, в 1892 г., 82,8% всех исследованных проб было доставлено частными лицами, а контрольная станция в Майнце в 1883 г., даже 96% всех работ исполнила по заказами частных лиц. ≈ Из отчетов различных санитарных лабораторий видно, что процентное число предметов, найденных при исследовании недоброкачественными или фальсифицированными, почти повсюду приблизительно одно и то же: в Ганновере, в среднем за 5 лет, этот процент равняется 20,0; в Бреславле, за 1883-86 гг., он доходит до 27,0; в Мюнхене, за 1880-83 гг., он колеблется между 24 и 28; в С.-Петербурге, в 1892 г., он равняется 20,7 (7,4% предметов фальсифицированных и 10,3% недоброкачественных), и только по отчетам парижской муниципальной Л. процент этот оказывается очень высоким, так как там, в 1881-82 гг., приблизительно половина всех исследованных предметов была найдена недоброкачественной. Литература. J . König, "Bestand und Einrichtung der Untersuchungsämter für Nahrungs und Genussmittel" (1882); Fleck, "Die Chemie im Dienste der öffentlichen Gesundheitspflege" (1882); "Documents sur les falsifications des matiè res alimentaires et sur les travaux du laboratoire municipal" (Париж, II, 1885); Бубнов, "О необходимости учреждения общественного контроля над продажей пищевых продуктов и предметов потребления вообще" ("Труды II съезда общ. русск. врачей в память Н. И. Пирогова" I, 1887); Отчеты (I ≈ III) московской городской санитарной станции за 1891-95 г.; "Доклад 79 моcк. городской управы об учреждении городской санитарной станции" (2 июля 1890 г.); I ≈ IV "Jahresbericht der Untersuchungsstation des Hygienischen Institutes der Universit ät Mü nchen", годы 1880-84; Отчеты с.-петербургской городской лаборатории за 1892-94гг.; Stutzer, "Ueber die Organisation der Lebensmittel-Untersuchungs-Aemter"("Centralblatt fü r allgemeine Gesundheitspflege", 1885, стр. 62); Отчеты различных заграничных санитарных лабораторий и аналитических станций ≈ Бреславль, Ганновер, Майнц, Цюрих, Люцерн и др.; Доклад ╧ 92 московской городской управы об установлении таксы за исследования, производимые на городской санитарной станции и т. д. Ф. Эрисман.