КРЕСТ: значение слова

Начните вводить слово:
Нажмите сюда, чтобы развернуть список словарей

Энциклопедический Словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона

КРЕСТ

Крест наперсный

носимый на персях (на груди), под одеждой или поверх ее, на шнуре или цепочке, надетых кругом шеи. Виды его: 1) К., даваемый каждому православному христианину при крещении; носится обыкновенно прямо на теле, почему и назыв. тельным крестом или тельником; бывает или металлический, или деревянный (особенно часто ≈ кипарисный). Тельные К. ≈ единственный предмет из области православного религиозного культа, который разрешено свободно выделывать и продавать с вольного торга. 2) Употреблявшийся в древней христианской церкви, а также в старину на Руси, так называемый енколпий или енколпион (от греческих слов έν κολπειώ ≈ за пазухой, на груди). Енколпионы сначала имели форму четырехстороннего ящичка, пустого внутри; с наружной стороны их ≈ изображение монограммы имени И. Христа, а позже ≈ и К. той или другой формы. В этом ящичке хранились частицы мощей, а в эпоху гонений ≈ списки священных христианских книг. Два экземпляра енколпия, относящиеся, по мнению археологов, ко времени не позже IV века, найдены в 1571 г. при раскопке одной из могил Ватикана. О существовании енколпиев в IV в. свидетельствует Златоуст. Позже они имеют форму креста, сохраняя по-прежнему пустоту внутри, для хранения священных реликвий. В этом виде они стали принадлежностью епископского сана и носились епископами поверх одежды. Древнейший экземпляр такого енколпия найден в 1862 г. в развалинах построенной Константином Вел. базилики св. Лаврентия в Риме, на груди костяка, погребенного при церкви ≈ вероятно, епископа. Кресты-енколпии были также принадлежностью царского торжественного облачения в Константинополе, а позже ≈ и в России, до Петра Великого. В древней Руси их носили иногда (под одеждой) и простые монашествующие, и даже благочестивые миряне, например паломники. В церковно-археологических коллекциях, например в музее спб. духовной академии, находятся енколпии замечательные по величине и рисунку. 3) В XVIII в. енколпии с ящичками внутри выходят из употребления и заменяются для епископов крестами меньшей величины, сделанными из металла или финифти, без пустоты или влагалища внутри. Ношение таких крестов с 1741 г. усвоено и архимандритам, состоявшим в составе синода, а с 1742 г., по примеру монастырей киевской епархии (где наперсные кресты носились всеми архимандритами с давних пор) ≈ всем архимандритам, в отличие от игуменов, что существует и доселе. 4) В 1797 г. императором Павлом установлен, как знак отличия выдаваемый протоиереям и священникам, наперсный К. четырехконечный, серебряный позолоченный, с изображением Распятого. Он составляет четвертую, по порядку, награду (после набедренника, скуфьи и камилавки). 5) Такой же К., но весь золотой, с литым Распятием и изображением императорской короны на внутренней стороне, с 1820 г. жалуется из Кабинета Его Величества придворным священникам, а также священникам православных заграничных церквей при поступлении их на службу, и оставляется им навсегда, если они прослужат при тех церквах не менее семи лет. 6) Протоиереям и священникам, имеющим уже который-либо из двух вышеупомянутых наперсных крестов, дозволяется принимать и носить подносимые им прихожанами наперсные К. с драгоценными украшениями. 7) Священникам, имеющим ученые степени кандидата, магистра и доктора, выдаются особые кресты, из которых докторский ≈ наперсный, а магистерский и кандидатский носятся в петлице, укрепленной в воротнике рясы. К. докторский и магистерский учреждены в 1808 г., кандидатский ≈ в 1884 г. 8) К. наперсные из бронзы коричневого цвета на владимирской ленте, учреждены были для раздачи всем священникам по окончании войн 1812-18 1 4 и 1853-1855 г. Н . Б ≈ в.