Большой российский энциклопедический словарь
КОСМОПОЛИТИ́ЗМ (от греч. kosmopolites - космополит, гражданин мира), идеология т.н. мирового гражданства. В философии стоицизма все люди являются гражданами единого мирового гос-ва - Космополиса. В эпоху Возрождения и Просвещения идеал мирового гражданства был направлен против раздробленности гос-в (Данте, Кампанелла), выражал идеи освобождения индивида от феод. оков (Лессинг, Гёте, Шиллер, Кант, Фихте). В совр. условиях К. выступает в виде разл. социально-полит. ориентаций - от взаимодействия и сближения народов и гос-в до нигилистич. отношения к нац. культуре и традициям.
Толковый словарь русского языка И. С. Ожегова и Н. Ю. Шведовой
КОСМОПОЛИТИ́ЗМ -а, м. Идеология так наз. "мирового гражданства", ставящая интересы человечества выше интересов отдельной нации. II прил. космополитический, -ая, -ое.
Толковый словарь русского языка Д. Н. Ушакова
космополитизма, мн. нет, м. (книжн.). Взгляды, убеждения космополита.
Толковый словарь Ефремовой
м.
Идеология, заключающаяся в отказе от национальной самобытности, национальных традиций и культуры, в пренебрежении собственными национальными интересами и выдвигающая идеи единого мирового государства и гражданства.
Энциклопедический Словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона
(от κόσμος ≈ мир и πολιτης ≈ гражданин) ≈ расширение идеи отечества на весь мир. Упадок политической жизни греческих городов после пелопонесской войны, совместно с развитием философской мысли, привели к отрицательному взгляду на требования ограниченного местного патриотизма. Если прежде человек понимался только как гражданин своего города, то, с потерей независимости и значения городов (особенно во время македонского, а потом римского владычества), он стал сознавать себя гражданином всего мира. Это сознание, впервые резко высказанное в школе кинической философии (см.), было далее развито стоиками (см.), особенно в римскую эпоху, чему способствовал и универсальный характер самого римского государства. В положительном своем смысле К. вытекает из сознания единства человеческого рода, в силу чего интересы отдельных государств и народов подчиняются общему благу человечества как целого. Реальное, хотя весьма несовершенное, выражение этой идеи во внешней истории мы находим в последовательных попытках к созданию всемирной монархии (см.), а также в политике папской теократии (см. Папство). Весьма часто К. берется лишь в отрицательном смысле, как простое отсутствие патриотизма или привязанности к своему народу и отечеству, как будто теряющему всякий интерес с точки зрения универсальных идей. Но такое понимание дела неправильно. Мысль о целом не упраздняет реального значения частей, и как любовь к отечеству не противоречит непременно привязанности к более тесным социальным группам, напр., к своей семье, так и преданность всечеловеческим интересам не исключает патриотизма. Вопрос лишь в окончательном или высшем мериле для оценки того или другого нравственного интереса; и, без сомнения, решительное преимущество должно здесь принадлежать благу целого человечества, как включающему в себя и истинное благо каждой части.
Словарь иностранных слов
[<гр.; см. космополит] - реакционная буржуазная идеология, проповедующая отказ от национального суверенитета, национальных традиций и культуры во имя абстрактно понимаемого "единства человеческого рода", "единого государства", отрицающая патриотизм под лозунгом "человек - гражданин мира"; к. противоположен пролетарскому интернационализму.