Король в шахматах
≈ главная фигура в шахматной игре, при отсутствии которой не может происходить и сама игра. Название этой фигуры осталось без изменения с древнейших времен: у индийцев она называлась царь, у арабов ≈ шах. К. может ходить с своего места на любую соседнюю клетку, но не далее, чем на один шаг; только в одном случае, один раз в партии, у него может быть и другое движение, а именно во время рокировки (см.). Если ему угрожают (делают шах), он должен, прежде чем сделать какой-либо другой ход, или уходить от шаха, или закрываться, или брать шахующую фигуру. К. при пешечной игре в конце партии сильнее коня или слона. Стейниц считает, что действие К. совместно с одной защищаемой пешкой, равняется силе ладьи, при условии, что ни К. противника, ни другая какая-либо неприятельская фигура не может действовать заодно с этой ладьей. За исключением некоторых дебютов, в редких случаях следует ходить К. в раннем периоде игры. Сильные оборонительные качества К. настолько ценны, что, если противник не может сразу выдвинуть достаточного числа фигур для атаки, требуются весьма сложные и трудные комбинации для постановки мата. Стаунтон рекомендует шаховать в раннем периоде партии только тогда, когда, благодаря этому, можно заставить неприятельского К. двинуться с места и этим лишить его рокировки. Очень часто не следует брать неприятельскую пешку, стоящую перед собственным К., ибо она может иногда служить ему хорошей защитой. В конце партии К. представляет сильную фигуру, как в помощь собственным пешкам, так и для задержки неприятельских. В соч. Яниша (см. Конь) вопросы, касавшиеся хода К., разрешаются особыми интегральными формулами. А. Макаров.