КОНЦЕПТУАЛИЗМ: значение слова

Начните вводить слово:
Нажмите сюда, чтобы развернуть список словарей

Большой российский энциклопедический словарь

КОНЦЕПТУАЛИЗМ

КОНЦЕПТУАЛИ́ЗМ, направление ср.-век. схоластич. философии. См. Номинализм , Универсалии .

Толковый словарь русского языка Д. Н. Ушакова

КОНЦЕПТУАЛИЗМ

концептуализма, мн. нет, м. (филос.). Средневековая философская теория, признававшая в человеческом уме наличие концептов, в противоп. номинализму, отрицавшему их существование.

Толковый словарь Ефремовой

КОНЦЕПТУАЛИЗМ

м.
Направление средневековой схоластической философии, отрицавшее реальное существование общих понятий независимо от единичных вещей, но считавшее их лишь словесными обозначениями, относимыми ко множеству сходных вещей.

Словарь иностранных слов

КОНЦЕПТУАЛИЗМ

[< лат. conceptus мысль, представление] - направление в средневековой философии, отрицавшее реальное существование общих понятий независимо от единичных вещей (в противоположность схоластическому реализму), но признававшее (в отличие от номинализма) существование в уме общих понятий (концептов) как особых форм познания действительности.

Большой русско-украинский словарь

КОНЦЕПТУАЛИЗМ

сущ. муж. рода , только ед. ч. филос. , юр. концептуалізм

Русско-испанский словарь

КОНЦЕПТУАЛИЗМ

концептуал́изм

м. филос. conceptualismo m

Новейший философский словарь

КОНЦЕПТУАЛИЗМ

(лат. conceptus - понятие) - умеренное направление средневековой традиции номинализма, занимающее в вопросе об универсалиях позицию трактовки последних в качестве содержащихся в человеческом сознании имен (nomma) соответствующих объектов, однако предусматривающее при этом наличие реально существующих общих признаков единичных предметов в качестве основания для объединения их в класс, фиксируемый в общем понятии (conceptus). Фундирующие К. идеи впервые были высказаны еще в рамках стоицизма; в качестве особого направления философской мысли К. конституируется в контексте такой ветви средневековой философии, как схоластика: основоположник - Петр Абеляр; наиболее последовательный представитель - Иоанн Солсберийский. К. Абеляра оформляется под воздействием взглядов двух его учителей - Росцелина и Гийома из Шампо, т.е. наиболее радикальных выразителей позиций номинализма и - соответственно - реализма. Преодолевая крайности последних, Абеляр полагает невозможным считать универсалии ни субстанциальными сущностями вещей (ибо в этом случае необходимо было бы выводить альтернативные акциденции из единой субстанции: например, телесность и духовность из сущности человека), ни только звучанием голоса, flatus vocis (ибо даже имена представляют собой не просто звук, vox, но семантически наполненное слово - sermo). Таким образом, универсалии не воплощены в вещь субстанциально, но в последней присутствуют признаки, выражающие не только истинную сущность вещи, но и частные ее проявления, - именно эти признаки позволяют отнести вещь к тому или иному множеству, выражаемому универсалией как именем. По Абеляру, универсалия как общее понятие есть результат деятельности человеческого ума, обобщающего реальные свойства (признаки) вещей, характеризуемых одним и тем же "состоянием" (status), и при анализе процесса возникновения уни версалий Абеляр делает акцент на чувственном опыте, не выделяя его, однако, из общесинкретической познавательной процедуры в качестве самостоятельного этапа или - тем более - акта: непосредственно в сенс…
Полное определение слова «КОНЦЕПТУАЛИЗМ»
Словарь литературоведческих терминов, 2002-2005

КОНЦЕПТУАЛИЗМ

– в постмодернизме течение, скрестившее поздний авангардизм с приёмами поп-арта, соц-арта, открывшее для себя «мир(сознание) как текст». На первый план концептуалистами. выдвигается воссоздание типичных структур мышления, стереотипов массового сознания. «Вообще вся концептуалистская продукция может рассматриваться как непрерывный эксперимент по формализации, перестраиванию и конструированию огромного числа всевозможных мнений, оценок, состояний, их именованию, сопоставлению, уточнению, каталогизации и т.п.» (В.Летцев «Концептуализм: чтение и понимание»). Особенность бытования К. – потребность в публичности.