КОМПОЗИЦИЯ: значение слова

Начните вводить слово:
Нажмите сюда, чтобы развернуть список словарей

Большой российский энциклопедический словарь

КОМПОЗИЦИЯ

КОМПОЗИ́ЦИЯ (от лат. compositio - составление, связывание),

• построение худ. произведения, обусловленное его содержанием, характером, назначением и во многом определяющее его восприятие. К.- важнейший, организующий элемент худ. формы, придающий произведению единство и цельность, соподчиняющий его компоненты друг другу и целому. В худ. лит-ре К.- мотивированное расположение компонентов лит. произведения; компонентом (единицей К.) считают "отрезок" произведения, в к-ром сохраняется один способ изображения (характеристика, диалог и т.д.) или единая точка зрения (автора, рассказчика, одного из героев) на изображаемое. Взаиморасположение и взаимодействие этих "отрезков" образуют композиц. единство произведения. К. часто отождествляют как с сюжетом, системой образов, так и со структурой худ. произведения (иногда синонимами понятий К. и структура служат слова: архитектоника, построение, конструкция).

• Муз., живописное, скульпт. или графич. произведение.

• Произведение, включающее разл. виды иск-в (напр., лит.-муз. К.) или составленное из разл. произведений и отрывков.

• Сочинение музыки; также уч. предмет в муз. уч. заведениях.

Толковый словарь русского языка И. С. Ожегова и Н. Ю. Шведовой

КОМПОЗИЦИЯ

КОМПОЗИ́ЦИЯ -и, ж.

• 1. Строение (во 2 знач.), соотношение и взаимное расположение частей. К.романа, картины, симфонии, книги.

• 2.
Произведение (скульптурное, живописное, музыкальное, литературное), сложное или неоднородное по своему составу. Скульптурная к. Хореографическая к. Литературно-музыкальная к. Архитектурная к.

• 3. Теория сочинения музыкальных произведений. Класс композиции. 4. Материал, полученный в результате комбинирования разнородных компонентов (напр. железа и бетона, пластика и стекла, металла и неметалла) (спец.). II прил. композиционный, -ая, -ое (к 1,3 и 4 знач.). Композиционные особенности романа. Композиционные материалы.

Толковый словарь русского языка Д. Н. Ушакова

КОМПОЗИЦИЯ

композиции, ж. (латин. compositio - составление) (книжн.). 1. Теория составления музыкальных произведений (муз.). Он занимается композицией. Класс композиции в музыкальной школе.

Музыкальное произведение (муз.). Это - очень талантливая композиция. 2. Отдел теории архитектуры, излагающий правила соединения частей в одно целое (архит.). 3. Художественная структура, построение произведения (искус.). Поэма, прекрасная по композиции, но недостаточно обработанная. Композиция лирического стихотворения. Композиция картины. Композиция романса, сонаты. 4. Материал, представляющий собой сплав, состав из нескольких веществ. Медальон... из какой-то композиции. Гончаров. 5. Имитация, подделка (преимущ. драгоценного камня; устар.). Малахитовая композиция.

Толковый словарь Ефремовой

КОМПОЗИЦИЯ

ж.
1) Строение произведения литературы и искусства, расположение и соотношение его отдельных частей, составляющих единое целое.
2)
а) Произведение живописи, музыки и т.п., имеющее определенное построение.
б) Сочетание каких-л. элементов, объединенных общим замыслом, идеей и т.п. и образующих гармоническое единство.
3) Теория составления музыкального произведения; сочинение музыки.
4) устар. Сплав различных металлов.

Энциклопедический Словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона

КОМПОЗИЦИЯ

Композиция оловянная

≈ см. Оловянные протравы.

Энциклопедический Словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона

КОМПОЗИЦИЯ

Композиция в музыке

(componimento ≈ итал., composition ≈ франц.) ≈ музыкальное сочинение, а также искусство изображать звуками настроение души. Пособием для более красивого стройного изложения музыкальных мыслей служит "теория К." (см.). С К. связаны творчество, т. е. способность создавать выразительную и самобытную музыку, и техника ≈ уменье свободно, правильно, изящно излагать свои мысли в нотных знаках. Первое есть дар природный, второе достигается изучением теории К. Н. С.

Энциклопедический Словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона

КОМПОЗИЦИЯ

Композиция в начертательных искусствах

≈ сочинение художником его произведения, т. е. перенесение архитектором в проект сооружения, скульптором в рельеф или статую, живописцем в картину или рисунок, орнаментистом в декоративное изделие тех линий, форм и образов, которые еще смутно рисуются в его воображении, и составление (compositio) из них, при помощи средств и технических приемов, свойственных его отрасли искусства, органического целого, определенно выражающего задуманное им содержание. Установить более или менее точные правила для художественной К., как пытались делать это некоторые эстетики в пору господства академического классицизма, невозможно, потому что наше представление об изящном совершенно относительно и изменяется, смотря по времени, месту, народности и распространенным в обществе убеждениям и вкусам. Можно указать по этой части лишь на некоторые общие требования, вытекающие не из каких-либо теоретических положений, но из рассмотрения произведений искусства, всесветно признаваемых высокими, образцовыми. И здесь, как во всех других областях, подобные произведения не составляют продукта правил, но дают указания на них. Во-первых, в К. не должно быть ничего ни недостающего, ни излишнего; необходимо, чтобы каждая ее часть имела право на свое место в ней ввиду существования прочих частей, чтобы все части согласовались между собой, были подчинены одной, главной, и содействовали, каждая по-своему, ее первенствующему значению. Не надо, чтобы второстепенное, своим обилием и видной ролью, затмевало существенное: избыток аксессуаров и деталей, которыми современные художники иногда любят загромождать свои создания, столь же вредит К., как и отсутствие в ней частностей, помогающих ясному разумению ее содержания. Во-вторых, художник, особенно скульптор или живописец, должен помнить, что материал для его творчества заключается единственно в природе и что, поэтому, заимствуя из нее формы и образы, он обязан не прибавлять к ним ничего от себя, ничего измышленного, ненаблюдаемого в действительности. Вс…
Полное определение слова «КОМПОЗИЦИЯ»
Словарь иностранных слов

КОМПОЗИЦИЯ

[< лат. compositio сочинение, составление; примирение] - 1) структура муз. произведения; сочинение музыки как вид художественного творчества, а также муз. произведение как продукт творчества; научная и учебная дисциплина, посвященная этому виду творчества; 2) в литературе и искусстве - конкретное построение, внутренняя структура произведения (ср. архитектоника): подбор, группировка и последовательность изобразительных приемов, организующих идейно-художественное целое; 3) в древнем праве - денежное возмещение потерпевшему за нанесенные ему телесные повреждения.

Этимологический словарь Фасмера

КОМПОЗИЦИЯ

компози́ция

•впервые у Куракина; см. Смирнов 152. Через польск. kоmроzусjа "сочинение" или нем. Komposition от лат. compositiō.

Словарь компьютерных терминов

КОМПОЗИЦИЯ

В

пределах какого-либо ограниченного пространства (листа, экрана), подчиняясь какой-либо теме, идее, мы задаем, устанавливаем соотношения между формами, объемом, светом и тенью, цветом и т. д. — мы организовываем их в единое целое — это и есть композиция.