Энциклопедический Словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона
КАРТЕЗИАНСТВО
≈ так наз. направление в истории философии, считающее Декарта своим родоначальником (см.). Представителями К. были Ренерий в Утрехте, Рей, Гейдан, отчасти Гереборд в Лейдене и др. голл. ученые, а во Франции ≈ Клод де-Клерселье (├ 1686), издатель декартовских "Opera posthuma", равно как и многие ораторианцы и янсенисты. Из янсенистов Пор-Рояля наиболее известен Антуан Арно (см.), которого, впрочем, нельзя считать безусловным последователем Декарта. Картезианскою, в общем, может считаться пор-рояльская логика ("La logique ou l'art de penser", Париж, 1662), изданная Арно и Николем. К этому же направлению нужно отнести и замечательную логику Мариотта. К числу более значительных картезианцев во Франции принадлежат, далее, Пьер Сильвен Режи (1632-1707: "Cours entier de la philosophie", П., 1690) и Пьер Николь (1625-1695). Немецкие картезианцы: Бальтазар Беккер (см.), И. Клауберг в Дуисбурге, Штурм в Альтдорфе и др. В Англию К. перенес Антуан Легран. И в Италии, несмотря на папское запрещение, К. приобретало приверженцев; к числу их принадлежал кардинал Гердил (├ 1802), примыкавший, впрочем, более к Мальбраншу и написавший сочинение против Эмиля Руссо. Синодом в Дортрехте в 1656 г. К. запрещено было богословам; в Риме соч. Декарта в 1663 г. внесены были в индекс; в 1671 г. король воспретил преподавание Декартова учения в Парижском унив. Об отношениях К. к др. философским системам см. Декарт. Ср. Fr. Bouillier, "Histoire de la philosophie Cart é sienne" (П., 1854; 3 изд. 1868), и Куно Фишер, "История новой философии" (т. I).