Большой российский энциклопедический словарь
ИНТЕЛЛЕ́КТ (от лат. intellectus - познание, понимание, рассудок), способность мышления, рационального познания. Лат. перевод др.-греч. понятия нус ("ум"), тождественный ему по смыслу. Термин "И." в философии и богословии может обозначать способность к образованию понятий, сверхчувственное постижение духовных сущностей и др.
Толковый словарь русского языка И. С. Ожегова и Н. Ю. Шведовой
ИНТЕЛЛЕ́КТ -а, м. Ум (в 1 знач.), мыслительная способность, умственное начало у человека. Высокий и. II прил. интеллектуальный, -ая, -ое. Интеллектуальные способности. Интеллектуальная собственность (охраняемый законом продукт чье-го-н. умственного труда).
Толковый словарь русского языка Д. Н. Ушакова
интеллекта, м. (латин. intellectus - понимание, понятие) (книжн.). Ум, рассудок, мыслительная способность у человека (в противоп. воле и чувствам).
Толковый словарь Ефремовой
м.
Мыслительная способность человека, его умственное начало.
Словарь медицинских терминов
(лат. intellectus понимание, познание) способность к мышлению, рациональному познанию.
Словарь медицинских терминов
искусственный
кибернетическая модель интеллектуальной деятельности человека.
Психологический словарь
(англ. intelligence; от лат. intellectus — понимание, познание) —
1) общая способность к познанию и решению проблем, определяющая успешность любой деятельности и лежащая в основе др. способность;
2) система всех познавательных (когнитивных) способностей индивида: ощущения, восприятия, памяти, представления, мышления, воображения;
3) способность к решению проблем без проб и ошибок «в уме» (см. Инсайт ). Понятие И. как общая умственная способность применяется в качестве обобщения поведенческих характеристик, связанных с успешной адаптацией к новым жизненным задачам.
Р. Стернберг выделил 3 формы интеллектуального поведения:
1) вербальный И. (запас слов, эрудиция, умение понимать прочитанное);
2) способность решать проблемы;
3) практический И. (умение добиваться поставленных целей и пр.). В нач. XX в. И. рассматривался как достигнутый к определенному возрасту уровень психического развития, который проявляется в сформированности познавательных функций, а также в степени усвоения умственных умений и знаний. В настоящее время в тестологии принята диспозиционная трактовка И. как психического свойства (способности): предрасположенности рационально действовать в новой ситуации. Встречается также операциональная трактовка И., восходящая к А. Бине: И. — это «то, что измеряют тесты».
И. изучается в разных психологических дисциплинах: напр., в общей, возрастной, инженерной и дифференциальной психологии, патопсихологии и нейропсихологии, в психогенетике и пр. Можно выделить несколько теоретических подходов к исследованию И. и его развития. Структурно-генетический подход базируется на идеях Ж. Пиаже, который рассматривал И. как высший универсальный способ уравновешивания субъекта со средой. Пиаже выделял 4 типа форм взаимодействия субъект—среда:
1) формы низшего типа, образуемые инстинктом и непосредственно вытекающие из анатомо-физиологической структуры организма;
2) целостные формы, образуемые навыком и восприятием;
3) целостные необрат…
Полное определение слова «ИНТЕЛЛЕКТ»