Институт инженеров путей сообщения
Имп. Александра I ≈ в СПб., открыт 1 ноября 1810 г., одновременно с организацией особого ведомства путей сообщения (см. Дорога), для подготовки чинов корпуса инженеров путей сообщения. Начальником И. со званием инспектора был назначен франц. инженер Августин де Бетанкур (см.), под влиянием которого в И. были приняты порядки и программы парижской Ecole des ponts et chauss é es. С 1812 г. все представления Бетанкура поступали непосредственно на высоч. утверждение. Учреждение в 1817 г. главного инженерного, а в 1819 г. артиллерийского училищ с большими правами для учащихся несколько уменьшило значение И.; поступление туда молодых людей из аристократических семейств прекратилось. Проф. И. были, между прочим, известные франц. инженеры Ламе, Клапейрон и Рокур. Почти вслед за основанием И. он был разделен на четыре бригады. В 1823 г. И. обращен был (для двух низших классов) в закрытое заведение. Введено было обучение военным наукам и упражнениям. И. был разделен на четыре класса. В 1829 г. к И. присоединено было военно-строительное училище. Вновь преобразованный И. был разделен на шесть классов. Менее способные воспитанники, пройдя курс учения менее обширный, выпускались в строительный отряд путей сообщения. До 1842 г., при директоре инженере Готмане (1836-1842), И. хотя имел внешний облик военно-учебного заведения, но внутренний, первоначально сообщенный ему французскими инженерами и профессорами характер сохранялся еще вполне. В И. поступали юноши не моложе 16 лет; поступали в него и кандидаты университетов, даже учителя гимназий. Среди профессоров были такие силы, как Остроградский, Буняковский, Купфер, Гесс, Чижов, Севастьянов, Мельников, Кербедз, Волков, Соболевский, Ястржембский, Красовский. В 1842 г., с назначением главноуправляющим путями сообщения гр. Клейнмихеля, начинается для И. новая эра. Главной заботой гр. Клейнмихеля было введение в И. порядков военно-учебных заведений, для чего директором И. назначен был известный своей строгостью ген.-м. Энгельгардт. Организация И. изменилась коренным образом, как вследствие введения военных порядков, так и вследствие комплектования И. не юношами, а малолетними не свыше 13-летнего возраста. Из учебного заведения исключительно специального И. превратился в заведение общеобразовательное, со специальными лишь классами. Вместо 6 классов учреждено было 8, из них 4 класса общего образования, 3 класса специально-теоретического и один специально-практический. Специальные классы были особые для инженеров и особые для архитекторов. Производство воспитанников И. в офицеры строительного отряда путей сообщения было вовсе отменено. В 1849 г. офицерские классы были совершенно уничтожены и И. был окончательно обращен в кадетский корпус, причем доступ в И. был открыт только для детей потомственных дворян. При ген.-адъютанте Чевкине (с 1855 г.) военные порядки были несколько ослаблены. В 1856 г. были допущены к занятиям в специальных классах И. и недворяне, окончившие полный курс наук в учебных заведениях первого разряда. Когда ведомство путей сообщения при генерале Мельникове получило гражданское устройство, И. сделался специальным открытым заведением с одними лишь высшими курсами. Окончившие в нем курс получали диплом на звание гражданского инженера. В 1877 г. И. повелено именоваться Институтом инженеров пут. сообщ. императора Александра I. С 1883 г. директором И. состоит М. Н. Герсеванов. В последнее время приступлено к устройству при И. общежития студентов, для чего к 1894 г. собран капитал в 300 тыс. руб. На содержание И. назначена штатная сумма в 118880 руб. в год. Годовая плата за учение в И. составляет 100 рублей, она также идет на покрытие расходов по И. С 1883 г. были закрыты в И. два низших курса, и он был преобразован в 3-курсовую академию с приемом в нее только лиц, окончивших высшие учебные заведения; но эта организация И. оказалась неудобной, и 8 мая 1890 г. высочайше утверждено новое положение об И., в котором сохранено 5 курсов. В И., преподаются: богословие, высшая математика, начертательная геометрия с приложениями, геодезия и топография, механика теоретическая и прикладная, физика, электротехния и телеграфия, химия, минералогия, геогнозия и физич. география России, гражд. архитектура, строительное искусство (общие начала с технологией строительных материалов, сухопутные сообщения, т. е. шоссейные и грунтовые дороги, мосты, постройка и эксплуатация жел. дор., водяные сообщения, портовые сооружения, водоснабжения и водостоки, осушение и орошение), законоведение, преимущественно в отношении к строительной части и путям сообщения, политич. экономия и статистика, черчение и рисование, бухгалтерия и техническая отчетность, иностр. языки. Сверх этих предметов, в состав учебного курса входит составление проектов инженерных сооружений и машин, а также практические занятия по инженерному делу. Оканчивающие в И. курс получают диплом на звание инженера путей сообщения, а не гражданского инженера, как было до 1890 г. При И. состоят механическая лаборатория и испытательная химическая станция, снабженные, в особенности первая, находящаяся в ведении проф. Н. А. Белелюбского, приборами новейшей конструкции для испытания строительных материалов. И. обладает библиотекой в 30 тыс. томов (имеются весьма редкие и ценные издания и оригиналы), а также коллекцией около 600 моделей сооружений машин, подвижного состава железных дорог, судов и проч. и коллекциями геодезических и разных инструментов, физических приборов, образцов строительных материалов, минералов и т. п. Всех учащихся состояло в И. в 1894 г. 491; профессоров было 10, адъюнктов 6, преподавателей и заведующих практическими занятиями студентов ≈ 32. См. Соколовский, "50-летие И. корп. путей сообщ." (СПб., 1859); "Список лиц, оконч. И. инж. путей сообщ. (1811-82), с историч. очерком развития И." (СПб., 1883). В. Г.