Большой российский энциклопедический словарь
ИМПРЕССИОНИЗМ
ИМПРЕССИОНИ́ЗМ (от франц. impression - впечатление), направление в иск-ве последней трети 19 - нач. 20 вв., представители к-рого стремились наиб. естественно и непредвзято запечатлеть мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолётные впечатления. И. зародился в 1860-х гг., во франц. живописи: Э. Мане, О. Ренуар, Э. Дега внесли в иск-во свежесть и непосредственность восприятия жизни, изображение мгновенных, как бы случайных движений и ситуаций, кажущуюся неуравновешенность, фрагментарность композиции, неожиданные точки зрения, ракурсы, срезы фигур. В 1870-80-х гг. сформировался И. во франц. пейзаже: К. Моне, К. Писсарро, А. Сислей выработали последоват. систему пленэра ; работая на открытом воздухе, они создавали ощущение сверкающего солнечного света, богатства красок природы, растворения объёмных форм в вибрации света и воздуха. Разложение сложных тонов на чистые цвета (накладываемые на холст отд. мазками и рассчитанные на оптич. смешение их в глазу зрителя), цв. тени и рефлексы порождали беспримерно светлую, трепетную живопись. Кроме живописцев (амер.- Дж. Уистлер, нем.- М. Либерман, Л. Коринт, рус.- К.А. Коровин, И.Э. Грабарь), интерес И. к мгновенному движению, текучей форме восприняли скульпторы (франц.- О. Роден, итал.- М. Россо, рус.- П.П. Трубецкой). Для муз. И. кон. 19 - нач. 20 вв. (во Франции - К. Дебюсси, отчасти М. Равель, П. Дюка и др.), сложившегося под влиянием И. в живописи, характерны передача тонких настроений, психол. нюансов, тяготение к пейзажной программности, интерес к тембровой и гармонич. красочности. В лит-ре о чертах импрессионистич. стиля говорится применительно к европ. лит-ре последней трети 19 в., рус. поэзии нач. 20 в. (К. Гамсун в Норвегии, И.Ф. Анненский в России и др.).