ИМИТА́ЦИЯ (от лат. imitatio - подражание),
• подражание кому-либо или чему-либо, воспроизведение; подделка.
• В музыке точное или видоизменённое повторение в к.-л. голосе мелодии, перед этим прозвучавшей в др. голосе. Основа канона, ричеркара, фуги, инвенции и др. форм полифонии .
Толковый словарь русского языка И. С. Ожегова и Н. Ю. Шведовой
ИМИТАЦИЯ
ИМИТАЦИЯ -и, ж.
• 1. см. имитировать.
• 2. Подделка подо чго-н. Я. жемчуга. И. красного дерева. И. под старину.
• 3. Точное или с видоизменением повторение музыкального мотива другим голосом (или голосами) (спец.). II прил. имитационный, -ая, -ое.
• 1. см. имитировать.
• 2. Подделка подо чго-н. Я. жемчуга. И. красного дерева. И. под старину.
• 3. Точное или с видоизменением повторение музыкального мотива другим голосом (или голосами) (спец.). II прил. имитационный, -ая, -ое.
Толковый словарь русского языка Д. Н. Ушакова
ИМИТАЦИЯ
имитации, ж. (латин. imitatio). 1. только ед. Действие по глаг. имитировать. Иимтация звуков животных. Удачная имитация актера. 2. Подделка подо что-н., предмет, сделанный в подражание настоящему так, что его можно принять за настоящее, за образец. Это не настоящий бриллиант, а иимтация. Имитация дуба. Имитация красного дерева. 3. Повторение музыкального мотива в другом голосе на какой-н. интервал выше или ниже (муз.).
Энциклопедический Словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона
ИМИТАЦИЯ
(лат.) ≈ музыкальный термин, обозначающий повторение музыкальной мысли, исполненной одним из голосов, другим голосом, начиная с той или другой ступени. Имитация составляет прием полифонической музыки, делится на строгую и свободную. При строгой И. повторяемая мелодия должна состоять из чередования таких же интервалов, как и мелодия при первом своем появлении. Название интервалов должно безусловно сохраняться, величина же может быть при известных условиях изменяема. Повторяемая музыкальная мысль может встречаться в увеличенном и уменьшенном виде. В первом случае все ноты ее получают вдвое большую длительность, во втором ≈ вдвое меньшую. Мысль может быть повторена в противоположном движении, причем каждый восходящий интервал заменяется нисходящим такой же величины, каждый нисходящий ≈ восходящим такой же величины. Мысль повторяется и в обратном виде, т. е. чередование интервалов идет не от начала к концу, как в первоначальной мелодии, а от ее конца к началу. В свободной И. могут быть изменены не только величина интервала, но и сам интервал. Строгая И., в которой до окончания музыкальной мысли эта последняя повторяется в другом голосе, называется каноном. Канон, в котором повторяется небольшая музыкальная мысль, называется etretto, или сжатым проведением. Имитативно пишутся небольшие полифонические пьесы, двух-, трех≈ и более голосные, как напр. прелюдии, инвенции Баха. В них вступление музыкальной мысли не связано особенными требованиями. Имитативная форма, в которой музыкальная мысль проводится по известным правилам, называется фугой (см.). Имитативные приемы встречаются эпизодически и вне полифонических сочинений. И. применяется как в вокальной, так и инструментальной музыке. Первые попытки в И. явились на Западе в ХII в. у теоретика Иоанна де Гарландиа. Свое развитие И. получила в нидерландской школе в XV ст. у Дюфе, Оккенгейма, Жоскена де Пре. Каноны при них неправильно назывались фугами. И. называется тоже повторение мотива на разных ступенях при построении мелодии. Н. С.
Словарь иностранных слов
ИМИТАЦИЯ
[лат. imitatio] - 1) подражание кому-, чему-л., воспроизведение; 2) подделка; 3) муз. повторение мелодии, прозвучавшей в каком-л, голосе, другими голосами в точном или неточном воспроизведении, в иных разнообразных вариантах (см. канон 4, фуга).