Золотой век
≈ общее многим народам представление о беспечной, полной всяких благ и невинной жизни первых людей. Обыкновенно в чертах, характеризующих это "блаженство", отсутствуют элементы высшего интеллектуального порядка и "блаженство" сводится к животному благосостоянию, что доказывает глубокую древность легенд. В греческой литературе легенда о З. веке нашла себе развитие в Гезиодовском рассказе о четырех поколениях: золотом, серебряном, медном и железном. Между двумя последними у него еще вставлено поколение героев, нарушающее прогрессивное ухудшение человеческого рода ("Труды и Дни" 109-201). В римской литературе тот же сюжет, и весьма близко к Гезиоду, за исключением вставки героев, обработан Овидием ("Метам." I, 89-160). Еще до воцарения Зевса, при Кроносе, было это блаженное время. Люди жили в непосредственной близости с богами. Они не знали ни печалей, ни болезней; не было медленно подтачивающей старости. Смерть, легкая, как сон, наступала после долгой счастливой жизни. Земля сама приносила все необходимое, без всякой обработки; обильные стада дополняли довольство первых людей. Сойдя, по воле Зевса, под землю, З. поколение живет там на островах блаженных (см. Елизиум), под державою Кроноса, почитаемое людьми, как поколение демонов, дарователей всяких благ. Выражение: "жизнь при Кроносе" вошло в поговорку, как в просторечии, так и в литературном языке. Платон и в особенности Дикеарх (см.), в сочинении "Βίος Έλλάδος", говорят про эти первобытные времена, возвышая, конечно, древнее понятие о "блаженстве". Дикеарх, между прочим, видит одну из основных причин блаженства в сознательном воздержании от всяких излишеств, чистоте душевной и неубойном питании. Комики изображали иногда З. век в шутливых красках, напирая в особенности на изобилие съестного в эту блаженную эпоху и т. п. А. Щ.