ЗНАНИЕ: значение слова

Начните вводить слово:
Нажмите сюда, чтобы развернуть список словарей

Большой российский энциклопедический словарь

ЗНАНИЕ

ЗНА́НИЕ, достоверное, истинное представление о ч.-л. в отличие от вероятностного мнения. Это противопоставление мнения и З. (греч. докса и эпистеме) было разработано в др.-греч. философии Парменидом, Платоном и др. Согласно Аристотелю, З. может быть либо интуитивным (см. Непосредственное знание ), либо дискурсивным, опосредованным умозаключениями и логич. доказательствами. Проблема веры и З.- одна из центральных в ср.-век. теологии и философии. Введённое схоластикой различение априорного (см. Априори ) и опытного (апостериорного) З. получило развитие в гносеологич. концепциях нового времени (И. Кант; противостояние эмпиризма и рационализма в объяснении источника З.).

Большой российский энциклопедический словарь

ЗНАНИЕ

"ЗНА́НИЕ" (об-во "Знание России"), обществ. науч.-просветит. орг-ция. Ведёт историю от осн. в 1947 Всес. об-ва по распространению полит. и науч. знаний; с 1956 об-во "Знание РСФСР"; с 1992 совр. назв. Объединяет орг-ции соотв. профиля во всех субъектах Рос. Федерации. Имеет изд-во "Знание", лектории, планетарии, дома науч.-техн. творчества (в Москве, С.-Петербурге и др. городах). Местопребывание правления - Москва.

Большой российский энциклопедический словарь

ЗНАНИЕ

"ЗНА́НИЕ", рос. книгоиздат. т-во, С.-Петербург, 1898-1913. Осн. К.П. Пятницким и др. С 1902 "З." возглавлял М. Горький, объединивший вокруг изд-ва демокр. писателей. С 1904 выпускались "Сборники товарищества "Знание"" (вышло 40 кн.), состоящие из произв. М. Горького, А.И. Куприна, А.С. Серафимовича, И.А. Бунина и др., а также массовые серии полит. брошюр.

Большой российский энциклопедический словарь

ЗНАНИЕ

"ЗНА́НИЕ", изд-во об-ва "Знание" России, Москва. Осн. в 1951. Науч.-популярная лит-ра по разл. отраслям знания (серии "Новое в жизни, науке, технике", "Народный университет" и др.).

Большой российский энциклопедический словарь

ЗНАНИЕ

"ЗНА́НИЕ", ежемес. науч. и критико-библ. журнал демокр. направления, 1870-77, С.-Петербург. Пропагандировал успехи естествознания и дарвинизм. Закрыт пр-вом.

Большой российский энциклопедический словарь

ЗНАНИЕ

"ЗНА́НИЕ - СИЛА", ежемес. науч.-популярный и науч.-худ. журнал для молодёжи, с 1926, Москва. Учредитель (1998) - Трудовой коллектив редакции ж. "З.- с.".

Толковый словарь русского языка И. С. Ожегова и Н. Ю. Шведовой

ЗНАНИЕ

ЗНА́НИЕ -я, ср.

• 1. см. знать.

• 2. Результаты познания, научные сведения. Различные области знания.

• 3. Совокупность сведений в какой-н. области. Специалист с хорошими знаниями. Со знанием дела.

Толковый словарь русского языка Д. Н. Ушакова

ЗНАНИЕ

знания, ср. (книжн.). 1. только ед. Деятельность сознания, имеющая целью постижение действительности, познание (филос.). Теория знания. Логические законы знания. 2. только ед. Результат познавательной деятельности, система приобретенных с ее помощью понятий о действительности (филос.). Область знания.

Наука вообще. Знание и техника. Союз знания и труда. 3. только ед. Обладание сведениями о чем-н., состояние знающего что-н. человека. Знание сцены. Хорошее знание предмета. 4. только мн. Совокупность сведений, познаний в какой-н. области. У него большие знания. Приобрести много знаний. Обладать знаниями. Мне не хватает знаний.

Энциклопедический Словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона

ЗНАНИЕ

≈ самое общее выражение для обозначения теоретической деятельности ума, имеющей притязание на объективную истину (в отличие, например, от мышления или мысли, которые могут быть заведомо фантастичны). Вопрос об условиях, при которых, и об основаниях, по которым результаты нашей умственной деятельности могут иметь объективное значение, или вопрос о достоверности нашего З. породил целую философскую дисциплину, выступившую на первый план в новой философии (см. Учение о познании). Термины З. и познание, относясь в сущности к одному и тому же предмету, различаются некоторым оттенком: первый относится более к объективной стороне и результатам умственного процесса, второй ≈ более к его субъективным условиям. Впрочем, это различие, весьма относительное и нетвердое, редко выдерживается; обыкновенно обоими терминами пользуются как синонимами. Об отношении между З. и мнением см. Платон, между З. и верой ≈ см. Религия. Вл. С.

Энциклопедический Словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона

ЗНАНИЕ

Знание и Жизнь

≈ еженедельный журнал, издается в СПб. с 1904 г. Издатель В. К. Панченко, с 1905 г. ≈ В. В. Рапгоф; редактор академик И. Р. Тарханов.

Энциклопедический Словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона

ЗНАНИЕ

Знание с.-петербургский журнал

≈ научный, критико-библиографический журнал, издавался в СПб., с октября 1870 г. по апрель 1877 г., ежемесячно; имел в виду знакомить читателей с результатами всех отраслей положительной науки, в общедоступном изложении. С 1873 г. программа была расширена включением отделов политико-экономического и юридического. Сотрудниками журнала были Ю. Янсон, Ю. Жуковский, И. Лучицкий, М. Драгоманов, В. Майнов, Ф. Бредихин, Н. Гезехус, П. Каптерев, М. Венюков, П. Хлебников и др. Из переводных статей в "З." были напечатаны работы Дарвина ("Происхождение человека и половой подбор"), Спенсера ("Изучение социологии" и др.), Мэна ("Древнее Ирландское право"), Гельмгольца, Дж. Леббока, К. Фогта, А. Бэна, Дж. Тиндаля и др. За время своего существования журнал получил три предостережения: 1-е, от 17-го августа 1874 г., за статьи: "Теория развития в биологии" и "Умопомешательство и преступление"; 2-е, от 3-го ноября того же года, за статью В. Майнова: "Условия возможности развития культуры", и 3-е, от 26-го июня 1875 г., с приостановлением журнала на 6 месяцев, за статьи: "Наука и Метафизика", "Теория развития в применении к языку" и "Физиологическое объяснение некоторых явлений спиритизма". Ред. были П. А. Хлебников, А. П. Бородин, С. П. Глазенап, Д. А. Коропчевский и А. И. Гольдсмит, издателями ≈ Хлебников, Коропчевский и Гольдсмит.

Новейший философский словарь

ЗНАНИЕ

селективная (1), упорядоченная (2), определенным способом (методом) полученная (3), в соответствии с какими-либо критериями (нормами) оформленная (4) информация, имеющая социальное значение (5) и признаваемая в качестве именно 3. определенными социальными субъектами и обществом в целом (6). В зависимости от названных критериев 3. может быть разделено на два типа по уровню его функционирования: обыденное 3. повседневной жизни и специализированное 3. (научное, религиозное, философское и т.д.), а также "перекрывающее" границу уровней профес-сональное и практическое 3. различных социальных общностей и групп. Можно также говорить о личностном 3. (и структурах личностного 3., присутствующих в иных модификациях 3., в частности, согласно Полани, - научном). Различают также структуры явного, предъявленного, рационально (или иным образом) оформленного (выражаемого), и неявного (латентного) 3., локализуемого в структурах накопленного социокультурного опыта и подсознании субъектов. Кроме того, в явном, как правило, специализированном, реже профессиональном и в специфическом виде в некоторых случаях - практическом 3. можно выделять "предметное", направленное на объекты, процессы, явления (как на уровне ситуативной данности, так и на уровне глубинных инвариантов), 3. и метазнание (3. о 3. и возможностях работы со 3.). Особые знаниевые практики, проникающие в метазнание, но иногда и в 3. "предметное", презентируют методология (3. о способах, методах, возможностях и целях получения 3., а также о технологиях работы с ним) и рефлексия (философская, методологическая, деятельностная). Внутри философии оформились как самостоятельные дисциплинарные области: эпистемология ("учение о 3.") и гносеология ("учение о познании"), на междисциплинарном научном уровне - науковедение и различные "метрии" (наукометрия, ак-сиометрия, искусствометрия и т.д.), внутри дисциплинарных 3. - социология 3., например, специально "сконструированные" практики и технологии. На особый самост…
Полное определение слова «ЗНАНИЕ»
Психологический словарь

ЗНАНИЕ

(англ. knowledge).
1. Текущий результат открытого для обсуждения и критики (в рамках некоторого сообщества) изучения проблем, явлений (согласно правилам описания и нормам удовлетворительности, принятым данным сообществом) по некоторым формальным или неформальным процедурам. Существенный момент в понятии З. — это претензия на то, что оно является обобщающим выражением, отражающим деятельность ума, и притязает на объективную истину (в отличие, напр., от мнений и фантазий, к которым не предъявляются столь же жесткие правила и нормы отбора), которая подтверждается практикой.

Еще в античной философии одной из центральных была проблема отношения З. и мнения, истины и заблуждения. Уже тогда выяснилось, что мнения и теоретические конструкты, применяемые разными натурфилософами при описании одного и того же явления, могут сильно различаться.

В XIX-XX вв. была развернута программа исключения или минимизации теоретических компонент в З. — позитивизм и неопозитивизм. Одним из итогов ее развития можно считать отказ от нее и признание того, что почти все измерения или факты являются «теоретически нагруженными».

З. об одном и том же явлении разных субъектов и сообществ м. б. не только различно по объему, но и плохо соизмеримо, ибо способы познания разными субъектами и сообществами могут принципиально отличаться. В науковедении популярна позиция Т. Куна, анализировавшего состояние науки (как системы рационального З.) с помощью понятия парадигмы (фиксирующего принятые сообществом правила формирования З., норм и критериев). При этом в каждый конкретный момент может существовать несколько принципиально различных парадигм, поддерживаемых разными сообществами.

З. обычно противопоставляется незнанию как отсутствию проверенной информации о явлении (или процессе) и псевдознанию (паразнанию), способы получения которого не удовлетворяют некоторым базисным критериям З.
2. В более широком смысле З. отождествляется с более или менее адекватными результатами познавательных (когнитивных) процессов. Иногда элем…
Полное определение слова «ЗНАНИЕ»
Психологический словарь

ЗНАНИЕ

ЖИВОЕ

(англ. living knowledge) — понятие «З. ж.» в нач. XX в. использовали Г. Г. Шпет (1914, 1922), С. Л. Франк (1915, 1917, 1923). Такое знание м. б. как до-теоретическим, до-научным, так и пост-теоретическим, включающим в себя научное знание. В книге «Живое знание» (1923) Франк говорит о живом психологическом знании. Главными признаками З. ж. являются открытость и недосказанность. Оно строится на связи науки и искусства. Искусство на столетия опережает науку в познании неживого и особенно живого. Искусство порождает иное знание. Наука расчленяет, анатомирует, дробит мир на мелкие осколки, которые не склеиваются, не компонуются в целостную картину. Особенно она преуспела в своей дезинтегративной деятельности, изучая человека. Искусство же сохраняет мир целостным. Оно постоянно напоминает науке о существовании целостного, неосколочного мира. (См. также Психологическая педагогика, Психология искусства, Человекознание.)

З. ж. — это соцветие разных знаний. Оно включает не только знание о чем-либо, но и знание чего-либо. Оно представляет своего рода интеграл:
1) знание до знания (предзнаковые формы знания, мироощущение, неконцептуализируемые образы мира, бессознательные обобщения и умозаключения, память-привычка, память души, операциональные и предметные значения, житейские понятия неизвестного нам происхождения и т. п.), т. е. «неявное знание» (М. Полани);
2) знание как таковое (формы знания, существующие в институционализированных образовательных системах, в науке);
3) знание о знании (отрефлексированные формы знания: «На том стою и не могу иначе» (М. Лютер); или «знающее знание» (И. Г. Фихте);
4) незнание;
5) незнание своего незнания; согласно Я. Коменскому, — это источник безрассудства, дерзости, самонадеянности;
6) знание о незнании (влекущая, приглашающая сила: «Я знаю только то, что ничего не знаю»): согласно Коменскому, — это источник жажды знания, начало мудрости.

Особый вид знания (незнания?) — это тайна: «Тайна — это знание о незнании некоторого знания, а точне…
Полное определение слова «ЗНАНИЕ»