ЖИВОПИСЬ: значение слова

Начните вводить слово:
Нажмите сюда, чтобы развернуть список словарей

Большой российский энциклопедический словарь

ЖИВОПИСЬ

ЖИ́ВОПИСЬ, вид изобр. иск-ва, произв. к-рого создаются с помощью красок, наносимых на к.-л. поверхность. Идейный замысел произв. Ж. конкретизируется в теме и сюжете и воплощается с помощью композиции, рисунка и цвета ( колорита ). Используются монохромная Ж. (одним цветовым тоном или оттенками одного тона) и система взаимосвязанных цветовых тонов (красочная гамма), неизменяемый локальный цвет и изменения цвета (полутона, переходы, оттенки), показывающие различия в освещении предметов и в их положении в пространстве, рефлексы, показывающие взаимодействие различно окраш. предметов; общий живописный тон позволяет изобразить предметы в единстве с окружающей средой, валёры образуют тончайшие градации тона; на непосредств. изучении натуры основано воспроизведение естеств. освещения и возд. среды ( пленэр ). Выразительность Ж. определяется и характером мазка, обработкой красочной поверхности (фактура). Передача объёма и пространства связана с линейной и возд. перспективой, светотеневой моделировкой, использованием тональных градаций и пространств, качеств тёплых и холодных цветов. Ж. может быть однослойной (алла прима) и многослойной, имеющей подмалёвок и лессировки. Жанры Ж.: ист., бытовой, батальный, портрет, пейзаж, натюрморт и др. Различаются монументально-декор. Ж. (стенные росписи, плафоны, панно), станковая Ж. (картина), декорац. Ж. (театральные и кинодекорации), декор. роспись предметов обихода, иконопись, миниатюра (иллюстрирование рукописей, портрет), диорама и панорама. Осн. техн. разновидности - масляная Ж., Ж. вод. красками по штукатурке - сырой (фреска) и сухой (а секко), темпера, клеевая Ж., восковая Ж., эмаль, Ж. керамич., силикатными, синтетич. красками, мозаика, витраж; акварель, гуашь, пастель, тушь часто служат для исполнения живописных произв.

Толковый словарь русского языка И. С. Ожегова и Н. Ю. Шведовой

ЖИВОПИСЬ

ЖИВОПИСЬ -и, ж.

• 1. Изобразительное искусство - создание художественных образов с помощью красок. Уроки живописи. Школа живописи.

• 2. собцр. Произведения этого искусства. Стенная ж. Станковая ж. II прил. живописный, -ая, -ое. Живописная мастерская. Живописное искусство.

Толковый словарь русского языка Д. Н. Ушакова

ЖИВОПИСЬ

живописи, мн. нет, ж. (книжн.). Искусство изображать предметы красками. Брать уроки живописи.

собир. Произведения этого искусства. Живопись на стенах потрескалась. Голландская, итальянская живопись.

Манера изображения, как особый жанр этого искусства. Батальная живопись.

Толковый словарь Ефремовой

ЖИВОПИСЬ

ж.
1)
а) Искусство изображать предметы и явления реального мира с помощью красок.
б) Произведения такого искусства.
2) Манера изображения как особый жанр этого искусства.

Энциклопедический Словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона

ЖИВОПИСЬ

≈ искусство изображать предметы на какой-либо поверхности (стены, доски, холста) красками, с ближайшей целью произвести на зрителя впечатление, подобное тому, какое он получил бы от действительных предметов природы. Дальнейшая и более важная цель Ж. заключается в выражении некоторой художественной идеи или настроения совокупностью изображаемых предметов в их взаимных отношениях. Возможность воплощения идей Ж. ограничена тем условием, что изображенное на картине всегда должно иметь своим первообразом действительную природу по требованиям новейшего направления (см. Эстетика Ж.); чудовища, привидения, фантастические существа, изображенные очертаниями и красками на полотне, при нынешнем более или менее общераспространенном знании действительности производят далеко не такое впечатление на воображение, как менее определенные описания подобных же существ в поэзии. С другой стороны, подражание действительности в Ж. совсем не идет и не может идти так далеко, как того мог бы требовать натуралист. Художник изображает совокупность признаков, достаточных для сообщения его произведению сходства с природой, но даже и в портрете он не исчерпывает всех существующих в живом лице признаков, так как художественный опыт всех времен показал, что подражание природе в отношении изображения подробностей, доведенное далее известной меры, не служит к усилению сходства с природой. Кроме этого указания художественного чувства, всегда присущего художникам, и не опровергаемого такими примерами из истории искусства, какими представляются, так сказать, ≈ фотографически законченные произведения Деннера, Ван дер Гейде, Герарда Дова и некоторых др. живописцев, и сами материальные средства Ж. ограничивают предел ее подражательности. Противоположения света и темноты в природе измеряются (см. Фотометрия) такими громадными числами, которые в чрезвычайной степени превосходят отношения между самыми светлыми и самыми темными красками, употребляемыми в Ж. В природе ярко освещенное облако может, например, в двадцать тысяч раз быть светлее некоторой затененн…
Полное определение слова «ЖИВОПИСЬ»
Энциклопедический Словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона

ЖИВОПИСЬ

Живопись на стекле

≈ была первоначально собственно родом мозаики из стекол разных цветов. Из плоских цветных стекол вырезывались куски надлежащих контуров и по рисунку, соединялись в одно целое посредством полосок свинца, служивших им оправой. Составленный таким образом цельный рисунок, в первые времена только орнамент, вставлялся в металлическую оконную раму. Таким окнам предшествовало употребление просто цветных стекол в рамах и, кажется, что лишь в конце Х в. стали входить в употребление мозаики из цветных стекол. Достоверные сведения об арабесках, медальонах и гербах из цветных стекол в окнах преимущественно церквей относятся только к ХII столетию; наилучшие произведения этого рода и того времени появились в Германии и в особенности во Франции. В них, кроме изящного орнамента, появляются отдельные фигуры и целые группы религиозного содержания (С.-Дени, Шартр, Руан и др. места). В конце XII же столетия, как полагают, этого рода художественные произведения перешли из Франции и в Англию (Кентерберийский собор). В конце XIII столетия эта стеклянная мозаика вообще очень распространена, и в особенности в Германии, но особенное развитие она получает в XIV и XV столетиях, когда мозаика стала приближаться постепенно к настоящей Ж. Хотя и до этого времени на цветных стеклах накладывали теневые части рисунка темной вплавляемой в поверхность стекла краской (Schwarzloth), но в указанных столетиях появляются произведения, в которых художники стараются подражать, хотя и очень отдаленно, светотени настоящих картин с их полутонами, что в особенности заметно на телесных частях человеческих фигур. Вдобавок техника стала доставлять для Ж. большие куски стекла и уменьшается число резких контуров, производимых свинцовыми скреплениями, а число употребляемых красок, обжигаемых после наложения их на стекло, сообразно рисунку-модели, увеличивается. Первые стекла, расписанные красками, которые после Ж. вплавлены в стекло, относят ко второй половине XIV столетия (собор во Франкфурте); эти стекла заменены в XVIII столетии б…
Полное определение слова «ЖИВОПИСЬ»
Орфографический словарь Лопатина

ЖИВОПИСЬ

жи́вопись, -и

Словарь русских синонимов Н. Абрамова

ЖИВОПИСЬ

см. искусство

Большой русско-английский словарь

ЖИВОПИСЬ

жен.
1) painting живопись масляными красками – painting in oil акварельная живопись – painting in water-colours станковая живопись – easel painting фресковая живопись – fresco жанровая живопись – genre painting вазовая живопись – vase-painting фламандская живопись – Flemish painting
2) коллект. pictures мн.
paintings мн.

живопис|ь - ж.
1. painting
2. собир. (картины) painting(s), pictures pl.
выставка ~и exhibition of painting(s)
стенная ~ murals


Русско-немецкий словарь

ЖИВОПИСЬ

живопись ж Malerei f c произведение живописи Gemälde n 1d

Большой русско-украинский словарь

ЖИВОПИСЬ

сущ. жен. рода , только ед. ч. иск.

1. изобразительное искусство - создание художественных образов красками

2. собир. произведения этого искусства живопис імен. чол. роду , тільки одн.
• 1. уроки живописи -- уроки живопису

• 2. стенная живопись -- стінний живопис

• станковая живопись -- станковий живопис

Русско-французский словарь

ЖИВОПИСЬ

ж.
peinture
f ; art m pictural
аквар'ельная ж'ивопись — peinture à l'aquarelle
фр'есковая ж'ивопись — fresque f
стенн'ая ж'ивопись — peinture murale
заним'аться ж'ивописью — faire de la peinture


Русско-испанский словарь

ЖИВОПИСЬ

ж́ивопись

ж. pintrua f
наск'альная ж'ивопись — pintura rupestre
аквар'ельная ж'ивопись — pintura a la aguada
фр'есковая ж'ивопись — pintura al fresco
паст'ельная ж'ивопись — pintura al pastel
т'емперная ж'ивопись — pintura al temple
заним'аться ж'ивописью — pintar vt

Русско-итальянский словарь

ЖИВОПИСЬ

ж.
pittura
станковая живопись — pittura di cavalletto
школа живописи — scuola di pittura; scuola pittorica перен.

Русско-чешский словарь

ЖИВОПИСЬ

по стеклу
malování skla

malba na skle

Русско-голландский словарь

ЖИВОПИСЬ

жи́вопись
f
1 schílderkunst
пейза́жная жи́вопись — lándschapschilderkunst;
стенна́я́ жи́вопись — wándschildering

2 schilderij het
наска́льная/пеще́рная́ жи́вопись — rotstekeningen;
насте́нная́ жи́вопись — múurschildering


Русско-узбекский словарь

ЖИВОПИСЬ

живопис/ь -ж
1 рассомлик саньати; рассомлик;
2 собир. шу саньат асарлари, расмлар, тасвирлар; стенная ~ь деворий расмлар; выставка ~и расмлар виставкаси.

Русско-турецкий словарь

ЖИВОПИСЬ

ж 1> resim (sanatı) 2>   собир. resimler, resim ve tablolar
выставка живописи — resim sergisi

Русско-латинский словарь

ЖИВОПИСЬ

pictura , ae, f; ars [artis, f] pingendi;

Русско-эсперантский словарь Е. А. Бокарёва

ЖИВОПИСЬ

pentrarto, pentrado.