ДИАЛО́Г (греч. dialogos),
• форма устной речи, разговор двух или неск. лиц; речевая коммуникация посредством обмена репликами. Как часть словесно-худ. текста доминирует в драме , присутствует в эпич. произведениях. Существует и как самостоят. публицистич. и филос. жанр (напр., диалоги Платона).
• (Перен.) переговоры, свободный обмен мнениями, напр. полит. Д.
Толковый словарь русского языка И. С. Ожегова и Н. Ю. Шведовой
ДИАЛОГ
ДИАЛОГ -а, м.
• 1. Разговор между двумя лицами, обмен репликами. Сценический д. 2. перен. Переговоры, контакты между двумя странами, сторонами. Политический д. Конструктивный о. II прил. диалогический, -ая, -ое (к 1 знач.) и диалоговый, -ая, -ое (к 1 знач.; спец.).
• 1. Разговор между двумя лицами, обмен репликами. Сценический д. 2. перен. Переговоры, контакты между двумя странами, сторонами. Политический д. Конструктивный о. II прил. диалогический, -ая, -ое (к 1 знач.) и диалоговый, -ая, -ое (к 1 знач.; спец.).
Толковый словарь русского языка Д. Н. Ушакова
ДИАЛОГ
диалога, м. (греч. dialogos). 1. Разговор между двумя или несколькими лицами.
Часть литературного произведения, состоящая из разговоров. Артисты хорошо провели заключительный диалог. 2. Литературное произведение, написанное в форме разговора (лит.). Диалоги Платона.
Часть литературного произведения, состоящая из разговоров. Артисты хорошо провели заключительный диалог. 2. Литературное произведение, написанное в форме разговора (лит.). Диалоги Платона.
Энциклопедический Словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона
ДИАЛОГ
(греч.) ≈ собственно разговор, беседа двух или нескольких лиц, также литературное произведение в форме разговора. Особенно охотно пользовались Д. философы древности и новейшего времени и отцы церкви. Замечательны Д. Сократа и Платона. Так называемый сократов Д. представляет собой разговор в вопросах и ответах. Философские Д. Платона ≈ в то же время философские драмы, предмет которых ≈ вопросы метафизики. Образцовыми считаются также Д. Ксенофонта и Цицерона. Из новейших писателей форму Д. употребляли в Германии: Эразм Роттердамский, Гуттен, Лессинг ("Ernst u. Falk"), M. Мендельсон ("Phädon"), Гердер, Якоби, Шеллинг ("Clara, oder der Zusammenhang der Natur mit der Geisterweit"), Фрис ("Julius u. Evagoras"), Мельхиор Мейр ("Emilie. Drei Gespräche über Wahrheit, Güte und Schönheit", "Gespräche mit einem Grobian") и др.; в сатирическом Д. успешно подражал Лукиану Виланд. В Италии известны Д. Петрарки ("De vera sapientia "), Макиавелли, Альгаротти, Гасп. Гоцци; у французов ≈ Д. Мальбранша, Фенелона и Фонтенеля, подражателей Лукиана, позже Ренана ("Dialogues philosophiques"). В Англии Беркелей и Рич. Герд (Hurd) были талантливыми подражателями Платона, а Джеймс Гаррис ≈ Цицерона. От этого прозаического Д. отличают поэтический Д., называемый и драматическим, в котором главное внимание обращается на то, чтобы подвинуть вперед действие пьесы. В драме Д. противопоставляется монологу.
Этимологический словарь Фасмера
ДИАЛОГ
диа́ло́г
•Форма с ударением на последнем слоге заимств. из франц. dialogue или нем. Dialog; другие, возм., – через польск. dyalog из лат. dialogus от греч. διάλογος.
•Форма с ударением на последнем слоге заимств. из франц. dialogue или нем. Dialog; другие, возм., – через польск. dyalog из лат. dialogus от греч. διάλογος.
Орфографический словарь Лопатина
ДИАЛОГ
диало́г, -а