Десятина род повинности
≈ на западе Европы первоначально была простым добровольным приношением в церковь десятой части доходов; но мало-помалу церковь сделала Д. обязательной: Турский собор 567 г. приглашал верных вносить Д., Маконский собор 585 г. уже предписывал платить Д., под угрозой отлучения. Карл Великий в 779 г. превратил ее в повинность, которая налагалась на всех в силу государственного закона, под страхом уголовных кар (у саксов ≈ прямо смертной казни). Вместе с этим Карл Великий предписал делить Д. на три части: 1) на построение и украшение церквей; 2) на бедных, странников и богомольцев и 3) на содержание духовенства. Духовенство все более и более увеличивало тяжесть этого налога, падавшего первоначально лишь на доход с земледелия: Д. стали требовать со всех вообще прибыльных занятий, хотя бы даже и безнравственных (особенно с XII в., при папе Александре III). Вместе с тем церковь все более и более уклонялась от того, чтобы давать Д. надлежащее назначение. Нуждаясь в защите и ища ее в феодальном сословии, епископы и аббаты нередко отдавали Д. в лен (инфеодировали, откуда dîme inféodée) соседним сеньорам, что составляет одну из любопытных сторон феодализма в церкви. С усилением власти королей духовенству пришлось делиться Д. и с последними. Наконец и папы стали также требовать часть Д. в свою пользу. Благодаря тому, что Д. представляла собой весьма крупный доход церкви, ложившийся тяжелым бременем на светское общество, и что на часть этого дохода клира заявляли притязание папство, королевская власть и феодальные сеньоры, Д. служила нередко предметом очень резких столкновений между отдельными элементами средневекового общества (такова, напр., вековая борьба из-за Д. в Польше между шляхтой и духовенством, о чем, между прочим, см. в книге проф. Любовича: "История реформации в Польше"). В эпоху реформации католическая церковь лишилась в большей части протестантских стран всех своих мирских владений и доходов, сделавшихся достоянием светской власти и дворянства (см. Секуляризация), что нанесло удар церковной Д. В Англии Д., однако, сохранилась, и попытка ее отменить, сделанная в эпоху первой революции XVII в., не увенчалась успехом, ибо в английской церкви Д. шла на содержание духовенства, и, отменяя ее, приходилось найти вместо нее другой источник дохода. В католических государствах Д. продолжала существовать по-прежнему, и, например, во Франции нередко перед революцией духовенство получало около 125 млн. ливров Д., которая большей частью оставалась в руках высшего духовенства. С 1789 г. начинается эпоха отмены Д., пример чему был подан Францией, где революция безвозмездно уничтожила десятину, приняв на счет государства содержание духовенства (см. Гражданское устройство духовенства), вследствие чего ценность всей поземельной собственности во Франции, освободившейся от этого церковного налога, поднялась на одну десятую. В Швейцарии и некоторых государствах Германии Д., как и во Франции, была отменена без всякого вознаграждения тех учреждений, в пользу которых она взималась, но большинство германских государств (Нассау, Бавария, оба Гессена, Баден, Вюртемберг, Ганновер, Саксония, Австрия, Пруссия и др.) прибегло к системе выкупа. В XIX в. Д. удержалась в Англии, где в 1836 г. по Tith Commutation Act' у в распределении и способах взимания этого налога были внесены существенные изменения. В сельских Д. (prediales) уплата натурой была заменена определенной суммой, назыв. tithe rent-charge. Количество хлеба, ячменя и овса было установлено раз и навсегда (нормой принято среднее 7 лет), и стоимость его, ежегодно официально определяемая по рыночным ценам, выплачивается деньгами. Кроме того, отменена Д. с рыбного промысла, с горного промысла и др.