Большой российский энциклопедический словарь
ГНОСЕОЛО́ГИЯ (от греч. gn?sis - познание и ... логия ), то же, что теория познания .
Толковый словарь русского языка И. С. Ожегова и Н. Ю. Шведовой
ГНОСЕОЛОГИЯ -и, ж. В философии: теория познания. II прил. гносеологический, -ая, -ое.
Толковый словарь русского языка Д. Н. Ушакова
гносеологии, мн. нет, ж. (от греч. gnosis - знание и logos - учение) (филос.). Наука об источниках и границах человеческого познания; то же, что теория познания.
Толковый словарь Ефремовой
ж.
Раздел философии, в котором изучаются источники, формы научного познания, способности человека познавать действительность; теория познания.
Энциклопедический Словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона
или гнозеология (более употребителен термин учение о познании , Erkenntnisslehre) ≈ философская дисциплина, исследующая вопрос о возможности и условиях истинного знания. См. Знание.
Словарь иностранных слов
[гр. gnosis (gnoseos) знание, познание + ...логия] - теория познания, раздел философии, изучающий источники, формы и методы научного познания, условия его истинности, способности человека познавать действительность.
Большой русско-английский словарь
жен.
филос. gnoseology, epistemology, theory of knowledge
ж. филос. epistemology, gnosiology, theory of knowledge
Большой русско-украинский словарь
сущ. жен. рода , только ед. ч. филос. гносеологія
Русско-французский словарь
ж. филос.
gnoséologie
f
ɡno-
, théorie f de la connaissance
Русско-испанский словарь
гносеол́огия
ж. филос. gnoseología f
Русско-голландский словарь
гносеоло́гия
f
gnoseologie, epistemologie, kénnisleer, kennistheorie
Русско-турецкий словарь
ж , филос.
epistemoloji, bilgi kuramı
Русско-латинский словарь
( теория познания ) gnoseologia, ae, f; cognitionis theoria [ae, f];
Новейший философский словарь
(греч. gnosis - знание, logos - учение) - философская дисциплина, занимающаяся исследованиями, критикой и теориями познания, - теория познания. В отличие от эпистемологии, Г. рассматривает процесс познания с точки зрения отношений субъекта познания (исследователя) к объекту познания (исследуемому объекту) или в категориальной оппозиции "субъект - объект". Основная гносеологическая схема анализа познания включает субъекта, наделенного сознанием и волей, и противостоящий ему объект природы, независимый от сознания и воли субъекта и связанный с ним только познавательным (или прак-сео-познавательным) отношением. Основной круг гносеологической проблематики очерчивается посредством таких проблем как интерпретация субъекта и объекта познания, структура познавательного процесса, проблема истины и ее критерия, проблема форм и методов познания и др. Если для античной философии характерно представление о единстве предмета и знания о нем, а также о познавательном процессе как содержательном конфигурировании предметов и, соответственно, фокусировка внимания на функциональной трансформации предметности в содержании знания, то в рамках средневековой схоластики проблематика Г. получает более дифференцированное развитие, оформляются многие компоненты категориального аппарата классической Г., а попытки обосновать возможность совмещения учения Аристотеля с христианской догматикой приводят к оформлению концепции двойственной истины, фактически эксплицитно формирующей идею о парадигмальности познавательных процедур и возможной множественности парадигм, а такие направления схоластики как реализм, номинализм и концептуализм задают различные модели познавательного процесса. Становление опытного естествознания, остро зафиксировав проблему способа достижения истинного знания, инспирировало конституирование оппозиции "сенсуализм-рационализм", а, затем, и "эмпиризм-рационализм" (17-18 вв.). Статус актуальности приобретает проблема активности субъекта в познавательном процессе (Беркли, Юм). Гносеологизм как зада…
Полное определение слова «ГНОСЕОЛОГИЯ»