Генеральный совет
(Conseil géné ral) ≈ важнейший орган местного самоуправления во Франции. В каждом французском департаменте высшим органом центральной администрации является префект (см.); представительство же местных интересов департамента принадлежит Г. совету. Префект представляет департамент в сфере действия, Г. совет ≈ в сфере обсуждения. Действующая [Зародыш современных Г. советов многие склонны видеть еще в дореволюционной Франции, отчасти в штатах (é tats) старых провинций, известных под именем pays d' é lection, отчасти в провинциальных собраниях, созданных по инициативе Тюрго. Точнее будет приурочить возникновение Г. совета к закону 22 декабря 1789 ≈ 8 января 1790 г. По этому закону территория Франции была разделена на департаменты, и в каждом из них была установлена выборная администрация (administration de d é partement) из 36 лиц, которые составляли conseil de département; этот совет, сосредоточивавший в своих руках высшее заведование местными интересами, избирал из своей среды восьмичленный исполнительный орган (directoire de d é partement). Позднее законодательство о местном управлении подвергалось частым и значительным переделкам соответственно с общим направлением господствовавших режимов. Относительно Г. совета важнейшими актами являются законы: 28 плювиоза VIII года (17 февраля 1800), по которому функции Г. совета были крайне ограничены и члены Г. совета не избирались, а назначались первым консулом, 22 июня 1 833 г., которым восстановлено избрание членов Г. совета; 10 мая 1838 г. и 18 июля 1866 г., которые несколько расширили компетенции Г. совета. Характер более или менее самостоятельных и активных органов самоуправления Г. советы получили впервые лишь по закону 10 августа 1871 г.] организация Г. советов и их компетенция определяются законом 10 августа 1871 г., постановления которого подвергнуты некоторым изменениям и дополнениям в позднейших законах 31 июля 1875 г., 12 августа и 19 декабря 1876 г., 16 сентября 1879 г., 20 августа 1881 г., 5 апреля 1884 г. и 31 марта 1886 г. Организация. Г. совет в каждом департаменте состоит из стольких членов, сколько имеется в департаменте кантонов (число последних в огромном большинстве департаментов колеблется между 20 и 50). Избрание производится посредством всеобщей подачи голосов в каждой общине, на основании списков, составляемых для муниципальных выборов. Чтобы иметь право быть избранным в члены Г. совета, нужно удовлетворять следующим условиям: 1) пользоваться всей полнотой гражданских и политических прав; 2) иметь не менее 25 лет; 3) быть внесенным в списки избирателей или доказать свое право быть в них внесенным до дня выборов; 4) иметь жительство в департаменте, или, по крайней мере, быть внесенным здесь в список по уплате какого-либо из прямых налогов к 1 января того года, когда происходят выборы, или же в течение этого времени наследовать какую-либо земельную собственность в департаменте (при этом, однако, число советников, не имеющих постоянного жительства в департаменте, не должно превышать четвертой части всего числа членов совета). Кроме этих общих условий избираемости, закон перечисляет длинный ряд категорий лиц, не могущих быть избираемыми ввиду их служебного положения в данном департаменте. Сюда относятся префекты, супрефекты, лица прокурорского надзора, судьи и т. д. Никто не может быть одновременно членом нескольких Г. сов. Проверка правильности выборов по закону 1871 г. предоставлена была самим Г. советам, но практика обнаружила неудобства этого порядка, допускавшего возможность придирок и пристрастного отношения к вопросу о правильности избрания, в зависимости от политических взглядов большинства. Вследствие этого законом 31 июля 1875 г. проверка полномочий Г. совета была упразднена; вопрос о неправильности выборов предоставлено возбуждать непосредственно избирателям кантона, кандидатам и членам Г. совета. Префект также может обжаловать правильность избрания; но единственным основанием к этому может служить несоблюдение законом предписываемых условий и формальностей. Дела по обжалованию выборов подлежат рассмотрению государственного совета как высшей инстанции административной юстиции. Члены Г. совета избираются на шесть лет, причем каждые три года половина состава их выходит; выходящие члены могут быть избираемы и на новые сроки. Член Г. совета, не явившийся на очередную сессию без объяснения причин и признания их уважительными, в последнем заседании сессии объявляется выбывшим из состава Г. совета. Г. совет имеет сессии очередные (ordinaires) и чрезвычайные (extraordinaires). На первых он может заниматься всеми делами, входящими в его компетенцию; на вторых занятия его ограничиваются лишь теми предметами, для которых чрезвычайная сессия созвана. Очередных сессий ежегодно бывает две. Важнейшая из них, на которой обсуждаются бюджет и отчетность, открывается, без специального созыва (de plein droit) в первый понедельник после 15 августа и продолжается не более месяца; отсрочка ее может иметь место не иначе, как в силу особого закона. Вторая сессия открывается во второй понедельник, следующий за днем Пасхи, и продолжается не более пятнадцати дней. Чрезвычайная сессия может быть созвана: 1) декретом главы исполнительной власти; 2) если две трети членов Г. совета обратятся с письменным о том требованием к председателю Г. совета. Число чрезвычайных сессий не ограничено, но продолжительность каждой из них не может превышать восьми дней. В августовскую сессию Г. совет избирает, закрытой подачей голосов и абсолютным большинством, своего председателя, вице-председателя (иногда нескольких) и секретаря (или секретарей). Члены бюро сохраняют свои полномочия в течение одного года. Заседания Г. совета публичны, но по требованию пяти членов, председателя или префекта совет открытым голосованием и без прений может постановить о закрытии заседания. Для действительности постановлений требуется присутствие более половины всего числа членов. Всякое постановление Г. совета, принятое вне собраний, предусмотренных или разрешаемых законом, признается ничтожным; члены совета, участвовавшие в таком постановлении, могут быть исключены из состава совета по судебному приговору, без права быть избранными вновь в течение трех лет. Распущение Г. совета может последовать не иначе как в силу декрета президента республики. Если это происходит во время сессии парламента, президент обязан в скорейшем времени дать о том отчет парламенту; в таком случае особый закон определяет время новых выборов. В промежутке между сессиями парламента президент может распустить Г. совет не иначе, как по мотивам, касающимся специально данного совета; распущение в виде общей меры не может иметь места. Одновременно с распущением созываются избиратели для производства новых выборов в четвертое воскресенье, следующее за опубликованием декрета. Новый Г. совет собирается сам собой во второй понедельник после выборов. Префекту принадлежит право присутствовать в заседаниях Г. совета, за исключением тех, в которых происходит очищение его отчетов (apurement de ses comptes). Он может представлять совету свои объяснения и заявления; может также присылать своего заместителя в лице генерального секретаря или члена совета префектуры. В августовской сессии префект представляет совету отчет о состоянии департамента и положении различных отраслей управления. На весенней очередной сессии он представляет совету доклад о делах, подлежащих его рассмотрению в эту сессию. Предметы ведомства Г. совета обычно разделяются на несколько категорий сообразно двум главным признакам ≈ внутренней природе функций и юридическому характеру постановлений Г. совета в зависимости от того, являются ли они окончательными или подлежат утверждению. Наиболее удачным следует признать деление на основе комбинации обоих признаков: 1) Г. совет в качестве "делегата законодательной власти" ежегодно в августовской сессии распределяет между округами департамента прямые налоги. 2) Г. совет контролирует администрацию, выслушивая представляемый префектом доклад о состоянии департамента и делая постановления по предмету административной отчетности префекта, причем замечания свои Г. совет направляет непосредственно к министру внутренних дел. 3) В качестве высшего органа местного самоуправления Г. совет рассматривает и обсуждает бюджет департаментской администрации, проект которого подготавливается префектом; последний обязан сообщить его, с мотивировкой, департаментской комиссии (см. ниже) по крайней мере за 10 дней до открытия августовской сессии. По обсуждении в Г. совете бюджет подлежит окончательному утверждению декретом. В качестве юридического представителя департамента, Г. совет постановляет определения по всем предметам, касающимся собственности, прав, интересов и судебных исков департамента. Большая часть такого рода определений имеет характер окончательных, подлежащих отмене (декретом президента) не иначе, как вследствие превышения власти или явного нарушения закона или административных регламентов. Эти окончательные постановления касаются заведования департаментским имуществом, путей сообщения, разного рода предприятий на пользу департамента, заведования общественным призрением, возбуждения и поддержания от имени департамента судебных исков и т. д. С другой стороны, правительственному утверждению подлежат постановления Г. совета, относящиеся до бюджета, отчетности, вотирования экстраординарных сантимов сверх максимума, установленного государственным бюджетом, вотирования департаментских займов. Наконец, постановления по всем предметам департаментских интересов, не входящим в обе указанные группы, не нуждаются в особом утверждении, но могут быть приостановлены в исполнении, хотя бы и не заключали в себе превышения власти или нарушения закона. 4) Г. совету принадлежит контроль над финансовым положением и финансовой администрацией общин, входящих в состав департамента. 5) Г. совет действует иногда в качестве совещательного учреждения центральной администрации; органы ее (и прежде всего префект) по некоторым вопросам могут, а по другим даже обязаны запросить мнение Г. совета; однако обязательными эти мнения являются лишь в тех случаях, когда центральной администрации закон предписывает действовать sur l'avis conforme du conseil g éné ral (т. е., согласно мнению Г. совета). 6) Наконец, Г. совету предоставлено право высказывать пожелания, ходатайства и взгляды по различным отраслям управления департамента, его нуждам и интересам. Всякие "политические пожелания" (voeux politiques) запрещены, но Г. совет "может высказывать пожелания по всем вопросам экономическим и общего управления" (sur toutes les questions économiques et d'administration géné rale). Воспрещение "политических пожеланий" не мешает, однако, Г. совету постановлять определения явно политического характера; так, например, в прошлом 1891 году в августовской сессии многие Г. советы вотировали сочувственные адресы президенту республики Карно по поводу кронштадтской встречи французской эскадры. В связи с Г. советом необходимо упомянуть о департаментской комиссии (commission dé partamentale), впервые созданной законом 10 августа 1871 г., по примеру существующей в Бельгии d é putation permanente. Эта комиссия до известной степени выполняет функции Г. совета в промежутки между его сессиями. Создание ее признается важнейшим шагом, сделанным во Франции на пути к административной децентрализации. Комиссия не есть собственно исполнительный орган департаментского самоуправления; но она во многих отношениях контролирует и руководит префектами в промежутке между сессиями Г. совета и частью выполняет те функции, которые прежде закона 1871 г. принадлежали префекту или совету префектуры. Организация Департаментской комиссии. Она избирается ежегодно, в конце августовской сессии, Г. советом, из собственной его среды, в составе 4-7 членов. Звание члена Департаментской комиссии несовместимо с должностью мэра главного города департамента и со званиями сенатора и депутата. Члены Департаментской комиссии служат безвозмездно. Комиссия собирается по меньшей мере один раз в месяц в периоды и на сроки, ею самой назначаемые. Председателем ее является старейший по возрасту член ее; секретарь избирается. Префект или его заместитель присутствует в ее заседаниях и может делать заявления. Предметы ведомства Департаментской комиссии распадаются на две категории в зависимости от того, действует ли она по уполномочию и поручению генерального совета или же в силу особо предоставленных ей законом полномочий. По отношению к первой категории Департаментская комиссия выполняет те дела, которые передаются ей Г. советом, причем последний должен в точности указать их и не имеет права давать каких-либо общих поручений. Ко второй категории относятся, напр., распределение различных пособий, занесенных в департаментский бюджет, если Г. совет сам не сделал этого распределения, а также сумм, поступающих в виде штрафов, налагаемых судом исправительной полиции; определение порядка производства работ; определение времени и способов реализации департаментских займов и т. д. Префект может потребовать от Департаментской комиссии ее мнения по всем вопросам, касающимся интересов департамента. В конце каждого месяца он обязан представлять Департаментской комиссии подробный отчет о действиях по выполнению бюджета за истекший месяц. При открытии каждой очередной сессии Г. совета комиссия представляет ему доклад о своих занятиях и делает ему предложения, какие найдет полезными. При открытии августовской сессии Департаментская комиссия представляет совету в подробном докладе свои замечания на проект бюджета, выработанный префектом. В случае несогласий между Департаментской комиссией и префектом дело об этом может быть представлено на ближайшую сессию Г. совета, который постановляет окончательное решение. В случае же конфликта между Департаментской комиссией и префектом, или если Департаментская комиссия выйдет из пределов своих полномочий, должна быть немедленно созвана чрезвычайная сессия Г. совета, который, рассмотрев дело, может тотчас же избрать новую Департаментскую комиссию. Постановления Департаментской комиссии могут подлежать двоякого рода обжалованию ≈ либо перед Г. советом, по мотивам нецелесообразности и ошибочного толкования фактов, либо перед государственным советом, по мотивам превышения власти или нарушения закона или административного регламента. См. Ducrocq "Cours de droit administratif" (6-е изд., 1881); A. Batbie "Pr é cis du cours de droit public et administratif" (5 изд., 1885); L éon Aucoc "Conférences sur l'administration et le droit administ ratif" (2 изд., 1878); J. В. Simonet "Trait é élémentaire de droit public et administratif" (1886); Ferron "Institutions municipales et provinciales comparé es. Organisation locale en France et dans les autres pays de l'Europe" (1884). На русском языке: В. Ивановский, "Организация местного самоуправления во Франции и Пруссии" (Казань, 1886). В этом сочинении приведены данные об участии в местном управлении, и в частности в генеральных советах, различных общественных классов. В. Дерюжинский.