Большой российский энциклопедический словарь
ГЕДОНИ́ЗМ (от греч. hedon; - удовольствие), направление в этике, утверждающее наслаждение, удовольствие как высш. цель и осн. мотив человеческого поведения. В античности развит Аристиппом и киренской школой; у Эпикура и его последователей сближается с эвдемонизмом . В новое время характерен для утилитаризма .
Толковый словарь русского языка Д. Н. Ушакова
гедонизма, мн. нет, м. (от греч. hedone - наслаждение) (филос.). Этическое учение, наиболее резко выраженное в древней Греции, исходящее из того положения, что человек всегда стремится к наслаждениям и избегает страданий.
Толковый словарь Ефремовой
м.
Направление в этике, признающее наслаждение высшим благом, целью жизни; стремление к удовольствиям, наслаждениям.
Энциклопедический Словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона
или идонизм (от греч. ηδονή ≈ удовольствие) ≈ этическое учение, признающее высшим благом и целью жизни чувственные удовольствия. См. Киринейская школа.
Словарь иностранных слов
[< гр. hedone наслаждение] - этическое учение, первонач. развитое древнегреческой киренской философской школой (4 в. до н. э.) (см. киренаики); целью жизни в высшим благом признает наслаждение; добро определяется как то, что приносит наслаждение, а зло - как то, что влечет за собой страдание.
Большой русско-английский словарь
муж. hedonism
гедони|зм - м. филос. hedonism
~ст м. hedonist
Большой русско-украинский словарь
сущ. муж. рода , только ед. ч. филос. гедонізм -у
Русско-голландский словарь
гедони́зм
m
f?l. hedonisme het
Новейший философский словарь
(греч. hedone - наслаждение) - этическая установка, с т.зр. которой основой природы человека является его стремление к наслаждению, а потому все ценности и ориентации деятельности должны быть подчинены или сведены к наслаждению как подлинному высшему благу. Г. впервые заявляет о себе в древнегреческой школе киренаи-ков, где он радикализирован в качестве смысложизненного, а окружающий мир понят как объект эстетического и чувственного наслаждения во всех своих выражениях (напр., красота бедствия). Эпикур стремился, соблюдая меру в наслаждениях, избегнуть страданий, его идеал - самозамкнутая жизнь, полная чувственных и духовных наслаждений, не приносящих пресыщения. Христианство противопоставляет Г. аскетизм, однако именно в последнем Г. проявляется в форме наслаждения собственными страданиями. Возвращение к умеренному Г. Эпикура и признанию ценности чувственного происходит в период Возрождения, что задает фундамент идей этического эгоизма просветителей 18 в. Кант Г. отвергает за приверженность чувственному, не способному задать основу морали. Утилитаризм определяет свое центральное понятие "польза" как достижение наслаждения или избегание страдания. Вновь радикальное проведение принципов Г. встречается в индивидуализме, признающем возможность наслаждаться за счет другого или общества вообще. Д.В. Майборода
Словарь экономических терминов
- стремление индивидуума к росту своего благосостояния во имя максимизации получаемого от жизни удовольствия.
Словарь медицинских терминов
(hedonismus; греч. hedone удовольствие, наслаждение) см. Гипергедония .
Словарь литературоведческих терминов, 2002-2005
– этические взгляды, рассматривающие наслаждение как основу принципов морали. По аналогии с ними в эстетике этот термин обозначает различные теории, провозглашающие единственной целью искусства эстетическое наслаждение. Для человека искусство – это могучий и неисчерпаемый источник радости, эстетического наслаждения, которое, однако, имеет общественное, социальное содержание, представляет своеобразную форму общения людей, их духовной связи. Отрицая это, современные сторонники гедонизма приходят и к отрицанию общественного значения искусства.