Ворота триумфальные
≈ архитектурные памятники, состоящие из больших портиков; устраиваются при входе в города, в конце улиц, на мостах, на больших дорогах и т. п. в честь победителей или в память важных событий. Из памятников этого рода наилучше сохранились триумфальные В. Константина в Риме, воздвигнутые из остатков Траяновых ворот. Они представляют смесь архитектуры и скульптуры двух весьма удаленных друг от друга веков. Высота их 65 футов 10 дюймов, длина 76 футов, глубина 20 футов 5 дюймов; высота главного свода ≈ 35 футов 10 дюймов; фасад украшен мраморными колоннами, по 4 с каждой стороны. Изображения триумфальных В. сохранились на многих медалях, чеканенных в честь побед Августа, Нерона и др. Из триумфальных В. новейшего времени замечательны наполеоновские "ворота звезды" (Arc de l' é toile), оконченные в 1836 г. архитектором Шальгреном. В России триумфальные В. впервые устраивал Петр Великий. Они назначались для торжественных въездов полководцев и возводились при входах в столицы. Первые ворота устроены были в 1696 г. по возвращении из-под Азова и в 1703 г., когда Петр I чествовал Шереметева, Репнина и Брюсса, своих сподвижников по завоеванию Ингерманландии, а также праздновал закладку новой столицы. Тогда в Москве было устроено трое ворот: 1) у Заиконоспасского монастыря, 2) у Ильинских ворот и 3) у Мясницких ворот. Все они были украшены живописью, аллегорическими фигурами и статуями, с надлежащими надписями. Во второй раз, в честь Полтавской победы, было устроено в Москве 7 триумфальных В. Триумф длился целый месяц, с 18 декабря 1709 по 17 января 1710 г. В третий раз триумфальные В. воздвигнуты были в новой столице, в С.-Петербурге, 9-го сентября 1714 г., по случаю празднования морских побед Петра; в триумфе участвовали и корабли. Ворота украшены были разными символическими изображениями, а главная картина изображала слона, пораженного орлом, с надписью: " Орел не мух ловит ", что должно было напоминать взятие самим государем шведского фрегата "Элефант". По случаю заключения мира со Швецией в конце 1721 г., в Москве также были устроены триумфальные В., причем целая флотилия, на санях, подвигалась от петербургского въезда через всю Москву. В царствование Анны Иоанновны построено трое триумфальных ворот, по случаю прибытия государыни из Москвы в С.-Петербург в начале 1732 г., после коронации: 1) против церкви на Троицкой пристани, 2) Адмиралтейские (сломаны в 1742 г.) и 3) Аничковы В. (см. Аничковский мост). По случаю въезда в С.-Петербург императрицы Елисаветы Петровны, после коронации, В. Адмиралтейские и Аничковы были возобновлены, а в 1751 г. вновь разобраны. Екатерина II также повелела соорудить триумфальные ворота из мрамора позади Калинкина моста, при въезде из Петергофа в Петербург. Из постоянных триумфальных В. прежнего времени в Москве сохранились ≈ Красные В. В Петербурге двое постоянных ворот: у Нарвской и Московской застав, а в Москве ≈ у Петровской заставы. Нарвские В. были сначала временными и воздвигнуты были по случаю возвращения в столицу гвардии из похода 1815 г., по рисунку знаменитого Гваренги. Вследствие спешности работы, В. были выстроены из дерева, оштукатурены и украшены атрибутами победы. В 1830 г., по желанию императора Николая Павловича, деревянные Нарвские В. были заменены бронзовыми. Ворота открыты в 1833 г.; одна металлическая работа их обошлась около 800000 руб.