Воронеж река Рязанской, Тамбовской и Воронежской губерний
≈ Была известна в старину под названием "Великой Вороны", в отличие от соименной ей реки, окаймляющей Воронежскую губернию с восточной стороны. Воронеж составился из слияния двух рек, из коих одна называется Лесным В., а другая ≈ Польным (степным) В. Лесной В. вытекает из Ряжского уезда Рязанской губернии, у села Воронежские Верхи, врезывается в Тамбовскую губернию, где после 1 60-верстного течения соединяется с Польным В., в 17-ти верстах южнее города Козлова. Отсюда, собственно, и начинается течение настоящего В., который, направляясь к югу и юго-западу, вступает на границе Усманского уезда в Воронежскую губернию, где в 8 верстах ниже губернского города впадает в Дон, образуя своим устьем дугообразную луку, известный в русской истории Червленный Яр, местонахождение которого до последнего времени не было определено. Длина реки 320 верст, не считая течения Лесного В. (а всего 480 верст); ширина местами до 120 саженей, но средняя не превышает 40 саженей; глубина достигает местами 4 сажени, но средняя не более 2½ аршин; дно реки песчаное, изредка иловато. В верхнем течении существуют броды и мели. Правый берег В. на всем протяжении (кроме точки впадения) ≈ крутой и высокий. Местами, как, например, под Липецком, Воронежем (древнее хозарское городище) и близ устья, он возвышается до 275 футов и состоит из толстых пластов глины. Этот берег почти на всем течении покрыт перелесками. Левый, низменный берег ≈ песчаный. В старину правый нагорный берег назывался крымской стороной, а левый ≈ ногайской. Долина реки В. довольно обширна, но болотиста, усеяна перелесками и имеет много хороших сенокосных пространств. Есть острова, на одном из которых до сих пор уцелел цейхгауз Петра Великого. Течение местами быстрое, в особенности весной. Замерзает около середины ноября и вскрывается в конце марта. Река В. была некогда настолько судоходна, что поднимала флот, впервые построенный здесь Петром Великим для азовских походов. Судоходность длилась до шестидесятых годов текущего столетия. Впрочем, при некоторых исправлениях русла, она может снова возникнуть, как показали опыты с пароходами в 1890≈1891 гг. На В. имеются теперь 3 пристани: Липецкая, Воронежская и Черноярская, но нет больше судоходства, обороты которого еще в середине этого столетия превышали 1000000 руб., а производится только сгонка плотов. Из притоков наиболее замечательны: Ряса с правой стороны и Матыра с Усманью ≈ с левой. Л. Вейнберг.