ВОЛЮНТАРИ́ЗМ (от лат. voluntas - воля; термин введён Ф. Тённисом в 1883),
• направление в философии, рассматривающее волю в качестве высш. принципа бытия. В. характерен для философии Августина, Иоанна Дунса Скота и др. Как самостоят. направление впервые оформилось у Шопенгауэра.
• Деятельность, не считающаяся с объективными условиями, характеризующаяся произвольными решениями осуществляющих её лиц.
Толковый словарь русского языка И. С. Ожегова и Н. Ю. Шведовой
ВОЛЮНТАРИЗМ
ВОЛЮНТАРИ́ЗМ -а, м.
• 1. Направление в идеалистической философии, приписывающее божественной или человеческой воле основную роль в развитии природы и общества, отрицающее объективную закономерность и необходимость.
• 2. В политике и общественной жизни: субъективистские произвольные решения, игнорирующие объективно существующие условия и закономерности. II прил. волюнтаристический, -ая, -ое (к 1 знач.) и волюнтаристский,-ая,-ое (ко 2 знач.).
• 1. Направление в идеалистической философии, приписывающее божественной или человеческой воле основную роль в развитии природы и общества, отрицающее объективную закономерность и необходимость.
• 2. В политике и общественной жизни: субъективистские произвольные решения, игнорирующие объективно существующие условия и закономерности. II прил. волюнтаристический, -ая, -ое (к 1 знач.) и волюнтаристский,-ая,-ое (ко 2 знач.).
Толковый словарь русского языка Д. Н. Ушакова
ВОЛЮНТАРИЗМ
волюнтаризма, мн. нет, м. (от латин. voluntarius - волевой). 1. Направление идеалистической философии, признающее волю основой действительности, всего существующего (филос). 2. Направление психологии, рассматривающее волю, как главный фактор психической жизни (псих.).
Толковый словарь Ефремовой
ВОЛЮНТАРИЗМ
1. м.
1) Идеалистическое направление в философии, приписывающее божественной или человеческой воле основную роль в развитии природы и общества.
2) Признание воли - а не разума - решающим фактором психической жизни (в психологии).
2. м.
Субъективистские решения, игнорирующие объективно существующие условия и закономерности развития чего-л. (в политике и общественной жизни).
1) Идеалистическое направление в философии, приписывающее божественной или человеческой воле основную роль в развитии природы и общества.
2) Признание воли - а не разума - решающим фактором психической жизни (в психологии).
2. м.
Субъективистские решения, игнорирующие объективно существующие условия и закономерности развития чего-л. (в политике и общественной жизни).
Энциклопедический Словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона
ВОЛЮНТАРИЗМ
≈ учение, противоположное интеллектуализму. В. состоит в утверждении, что реальность в последней инстанции есть нечто тожественное или родственное с волею. Христианство способствовало возникновению этого учения, ценя волю выше интеллекта. Блаженный Августин ≈ первый представитель В. В средние века Дунс Скот и Вильгельм Оккамский были волюнтаристами. Кант своим учением о примате практического разума перед теоретическим дал толчок В. После Канта В. развивался в двух направлениях: в первом он принял более рациональный, во втором ≈ антирациональный характер. Фихте-старший ≈ представитель первого: для него деятельность сознания есть источник бытия. Шопенгауэр ≈ представитель второго. Он волю противополагает разуму; воля у него слепое начало. Новейшая форма В. принадлежит Вундту; у него В. принимает эмпирическую форму. Вундт старается по возможности устранить метафизическую сторону. См. Н. Лосский, "Основные учения психологии с точки зрения волюнтаризма" (СПб., 1903).
Словарь иностранных слов
ВОЛЮНТАРИЗМ
[< лат. voluntas воля] - 1) идеалистическое направление в философии, объявляющее волю высшим принципом бытия, противопоставляющее ее законам бытия и утверждающее ее независимость от мира (шопенгауэр, ницше); 2) в психологии - ошибочное признание воли, а не разума решающим фактором психической жизни; 3) политика, не считающаяся с объективными законами исторического процесса, с реальными условиями и возможностями, определяемая субъективной волей и произвольными решениями осуществляющих ее лиц.
Орфографический словарь Лопатина
ВОЛЮНТАРИЗМ
волюнтари́зм, -а
Украинский толковый словарь
ВОЛЮНТАРИЗМ
волюнтари́зм
-у, ч.
1. Ідеалістичний напрям у філософії, представники якого вважають людську волю першоосновою і творцем дійсності.
2. псих. Визнання волі, а не розуму основним у психічному житті людини.
3. Довільні рішення, що ігнорують закони історичного розвитку, реальні умови та обставини.
• Економі́чний волюнтари́зм — довільні рішення в практиці господарювання, що нехтують об'єктивними умовами та науково обґрунтованими рекомендаціями.
-у, ч.
1. Ідеалістичний напрям у філософії, представники якого вважають людську волю першоосновою і творцем дійсності.
2. псих. Визнання волі, а не розуму основним у психічному житті людини.
3. Довільні рішення, що ігнорують закони історичного розвитку, реальні умови та обставини.
• Економі́чний волюнтари́зм — довільні рішення в практиці господарювання, що нехтують об'єктивними умовами та науково обґрунтованими рекомендаціями.
Большой русско-английский словарь
ВОЛЮНТАРИЗМ
муж.
филос. voluntarism
филос. voluntarism
волюнтар|изм - м. филoc. libertarianism
~ист м. libertarian
Русско-немецкий словарь
ВОЛЮНТАРИЗМ
волюнтаризм м Voluntarismus [ - v o - ] m тк. sg, неизм.
Большой русско-украинский словарь
ВОЛЮНТАРИЗМ
сущ. муж. рода , только ед. ч. волюнтаризм -у
Русско-испанский словарь
ВОЛЮНТАРИЗМ
волюнтар́изм
м. филос. , психол. arbitrismo m , voluntarismo m
м. филос. , психол. arbitrismo m , voluntarismo m
Русско-итальянский словарь
ВОЛЮНТАРИЗМ
м. филос. полит.
volontarismo, decisioni f pl volontaristiche
volontarismo, decisioni f pl volontaristiche
Русско-белорусский словарь
ВОЛЮНТАРИЗМ
валюнтарызм
Русско-турецкий словарь
ВОЛЮНТАРИЗМ
м 1> филос. iradecilik 2> volontarizm
Русско-латинский словарь
ВОЛЮНТАРИЗМ
voluntarismus, i, m;
Словарь экономических терминов
ВОЛЮНТАРИЗМ
(от лат. voluntas воля) - в экономике: произвольные решения в хозяйственной практике, пренебрегающие объективными условиями и научно обоснованными рекомендациями.
Психологический словарь
ВОЛЮНТАРИЗМ
(от лат. voluntas — воля) — течение в философии и психологии, объявляющее волю высшим принципом бытия, противопоставляющее волевое начало сначала разуму (интеллектуализм), а позже объективным законам природы и общества и утверждающее независимость человеческой воли от окружающей действительности. Хотя идею В. можно проследить со средневековья — от Августина, Вильгельма Оккамского и Дунса Скота с его «воля выше мышления», оформление В. в философское учение произошло в XIX в. У Канта, Фихте, Шеллинга и (особенно) Гегеля воля разумна и является источником нравственного начала. У Шопенгауэра воля — слепое, иррациональное начало.
В конце XIX — нач. XX в. В. проник в психологию. Основоположником В. в психологии был В. Вундт, название дал Ф. Паульсен. В психологии различают В., ограничивающийся признанием того, что воля среди др. психических процессов составляет качественно своеобразное явление и, в частности, не м. б. сведена к ассоциации представлений и движений (Х. Геффдинг, Т. Липпс и др.), и В., утверждающий, что воля есть прототип и основа всех др. психических процессов и явлений, что она представляет собой первичную способность, зависящую только от субъекта (В. Вундт, У. Джемс, Н. Лосский). Воля рассматривается здесь только как особый первичный акт, не имеющий объективных оснований, а не как способ сознательной регуляции человеческого поведения, имеющий социальную детерминацию. Вундт и Лосский не отвергали качественной разнородности психических процессов. Суть их идей состояла в том, что все сочетания разнородных психических проявлении всегда осуществляются по одному типу, именно как волевой процесс. В этом плане показательно учение Вундта об апперцепции как волевом процессе.
В конце XIX — нач. XX в. В. проник в психологию. Основоположником В. в психологии был В. Вундт, название дал Ф. Паульсен. В психологии различают В., ограничивающийся признанием того, что воля среди др. психических процессов составляет качественно своеобразное явление и, в частности, не м. б. сведена к ассоциации представлений и движений (Х. Геффдинг, Т. Липпс и др.), и В., утверждающий, что воля есть прототип и основа всех др. психических процессов и явлений, что она представляет собой первичную способность, зависящую только от субъекта (В. Вундт, У. Джемс, Н. Лосский). Воля рассматривается здесь только как особый первичный акт, не имеющий объективных оснований, а не как способ сознательной регуляции человеческого поведения, имеющий социальную детерминацию. Вундт и Лосский не отвергали качественной разнородности психических процессов. Суть их идей состояла в том, что все сочетания разнородных психических проявлении всегда осуществляются по одному типу, именно как волевой процесс. В этом плане показательно учение Вундта об апперцепции как волевом процессе.