воды, вин. воду, мн. воды, водам-водам, ж. 1. только ед. Прозрачная, бесцветная жидкость, к-рая в чистом виде представляет собою химическое соединение кислорода и водорода. Дождевая вода. Морская вода. Колодезная вода. Жесткая, мягкая вода. Питьевая вода. Сырая, кипяченая вода. Дайте мне стакан воды. В этой местности нет воды. 2. только ед. Водная поверхность. Путешествие по воде. Ехать водой.
Уровень водной поверхности. Высокая вода. Низкая вода. Вода. вышла из берегов.
Течение (обл., спец.). Плыть против воды.
Путь, по к-рому идет гоночное судно (спорт.). Въехать в воду противника. 3. только мн. (водам и т. д.). Пространство, покрытое водой: реки, озера и болота (книжн., геогр.). Внутренние воды. Леса и воды государственного значения. 4. только мн. Струи, волны моря, реки (поэт.). Вы же прочь теките, воды. Пушкин. Тень олив легла на воды. Пушкин. Как в море льются быстро воды, так в вечность льются дни и годы. Державин. 5. (водам и т. п.). Напиток минеральный, газированный или фруктовый (обычно с определением). Сельтерская вода. Лимонная вода. Ижевская вода. Различные минеральные воды. Пить воды (лечиться минеральной водой). 6. только мн. (водам и т. д.; водам и т. д. устар.; на воды). Целебные минеральные источники; курорт с минеральными источниками. Кавказ богат минеральными водами. Уехал лечиться на воды. Лечился, говорят, на кислых он водах. Грибоедов. 7. только ед. Многословие при бедности мысли (разг. ирон.). В докладе его много воды. 8. только ед. Качество драгоценного камня, определяемое степенью чистоты и игры. Брильянт лучшей воды. 9. только мн. То же, что околоплодные воды (разг. мед.). Воды прошли (перед родами). Воду толочь (в ступе) (разг.) - заниматься непроизводительным трудом, бесполезной работой. Как в воду опущенный - имеющий унылый вид, печальный. Концы в воду (разг.) - скрыты все следы (о чем-н. неблаговидном). Водой не разольешь кого-н. (разг.) - очень дружны. Как в воду кануть (разг.) - пропасть бесследно. Как с гуся вода кому (разг. неодобрит.) - кому-н. безраз…
Энциклопедический Словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона
ВОДА
≈ С древнейших времен стали понимать великое значение воды не только для людей и всяких животных и растительных организмов, но и для всей жизни Земли. Некоторые из первых греческих философов ставили воду даже во главе понимания вещей в природе, и вся древняя мудрость признавала воду стихиею мира, то есть первозданным, или исходным, веществом. Роль В. в природе громадна, но это отнюдь не первозданная стихия; без нее нельзя обойтись в понимании множества природных явлений, но она не составляет причины или исхода всех их, потому что инертная сама по себе вода становится носительницею силы и возбудительницею громадного множества явлений в природе лишь в силу того, что она поглощает и распределяет энергию солнечных лучей; предоставленная же действию мировых сил природы ≈ без солнечного тепла ≈ В. дает полярные льды, среди которых жизнь и всякое движение замирают. Следовательно, понимание значения воды может получиться только при знакомстве с отношением ее к теплоте и другим силам и веществам, что и заставляет начинать статью о В. с трех отделов: о физических свойствах воды, о химических отношениях ее и о воде в природе. Но так как природные воды обладают весьма неодинаковыми качествами, как видим, напр., при сличении свойств воды морской, минеральной и пресной, то прежде всего должно сделаться ясным, что под именем воды (по-латыни Aqua, откуда знак воды Aq., часто применяемый в науке, а от греческого наименования воды (hydros) происходят названия: гидраты, гидролиз, гидравлика и т. п., которыми выражается участие в них воды, см. эти слова) ≈ подразумевается то общее начало, которое содержится во всяких водах природы. Такую В. называют химически чистою водою. Она получается через перегонку природных видов В. (см. ниже, V) и через сгущение (при охлаждении) водяных паров. Вода дождей получается в природе тем же способом испарения и сжижения, а потому дождевая вода до некоторой степени может считаться образцом чистой воды (см. III и IV) и во множестве случаев (например для составления некоторых лекарств, в фотографии и т.…
Полное определение слова «ВОДА» Энциклопедический Словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона
ВОДА
Вода аммиачная
или газовая ≈ см. Аммоний, Газовое производство, Углеаммиачная соль, Уголь бурый и торф. В. горькая ≈ см. В. в природе и Горькие воды. В. дегтярная ≈ см. Древесноуксусная кислота. В. известковая ≈ см. Известь. В. подсмольная ≈ см. Дерево и Древесноуксусная кислота. В. сероводородная ≈ м. Сера. В. хлорная ≈ см. Хлор.
или газовая ≈ см. Аммоний, Газовое производство, Углеаммиачная соль, Уголь бурый и торф. В. горькая ≈ см. В. в природе и Горькие воды. В. дегтярная ≈ см. Древесноуксусная кислота. В. известковая ≈ см. Известь. В. подсмольная ≈ см. Дерево и Древесноуксусная кислота. В. сероводородная ≈ м. Сера. В. хлорная ≈ см. Хлор.
Энциклопедический Словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона
ВОДА
Вода в сказаниях
всех индоевропейских народов играет важную роль; все они гласят, что земля покоится на В., в которую каждый день вечером погружается солнце, чтобы, освежившись, снова встать поутру сияющим и бодрым. С этим связаны многочисленные сказки о морском царе и царевне, которые весьма популярны у русского народа и даже отчасти вошли в былины, напр. в былину о "Садке". Небесное царство, т. е. царство солнца, луны и звезд, представляется народу в виде окруженного со всех сторон водою острова, который в русских заговорах носит название острова "Буяна". Олицетворяются народом и реки: из больших рек рождаются народные богатыри вроде Дуная Ивановича, Дона Ивановича, Непры или Днепры и др. Меньшие реки, озера и пруды имеют своих богинь ≈ русалок, и с ними связано множество местных преданий, особенно же с местами при мельницах и с озерами, в которых будто бы потонули древние и богатые города вместе с многочисленными церквами. Воде рек, озер, источников и колодцев придаются те же чудесные силы, что и весеннему дождю, т. е. сила плодородия, сила целебная, очистительная и наконец сила вещая. Отсюда многие народные обычаи, существенную часть которых составляет вода. Так, наприм., в Польше и Западной России существует обычай на Пасху обливать друг друга водою. Латыши обрызгивают водой пахаря или пастуха, который в первый раз весною идет в поле или возвращается оттуда домой. Точно так же благодаря чудесным силам воды с помощью ее можно гадать, а также производить божий суд, особенно над ведьмами; их бросали в воду, и если они тонули ≈ их освобождали, когда же всплывали кверху ≈ их казнили. В летописях сохранилось множество указаний на то, что славяне обоготворяли воду моря, озер, рек и колодцев и часто приносили ей в жертву людей, особенно детей и петухов; до сих пор даже сохранился в некоторых местностях обычай приносит воде в жертву пирог, кашу, просо и т. п. с тою целью, чтобы земные воды ниспослали дождь. Вообще в воображении первобытного человека смешивалось понятие о реке и о дож…
Полное определение слова «ВОДА» всех индоевропейских народов играет важную роль; все они гласят, что земля покоится на В., в которую каждый день вечером погружается солнце, чтобы, освежившись, снова встать поутру сияющим и бодрым. С этим связаны многочисленные сказки о морском царе и царевне, которые весьма популярны у русского народа и даже отчасти вошли в былины, напр. в былину о "Садке". Небесное царство, т. е. царство солнца, луны и звезд, представляется народу в виде окруженного со всех сторон водою острова, который в русских заговорах носит название острова "Буяна". Олицетворяются народом и реки: из больших рек рождаются народные богатыри вроде Дуная Ивановича, Дона Ивановича, Непры или Днепры и др. Меньшие реки, озера и пруды имеют своих богинь ≈ русалок, и с ними связано множество местных преданий, особенно же с местами при мельницах и с озерами, в которых будто бы потонули древние и богатые города вместе с многочисленными церквами. Воде рек, озер, источников и колодцев придаются те же чудесные силы, что и весеннему дождю, т. е. сила плодородия, сила целебная, очистительная и наконец сила вещая. Отсюда многие народные обычаи, существенную часть которых составляет вода. Так, наприм., в Польше и Западной России существует обычай на Пасху обливать друг друга водою. Латыши обрызгивают водой пахаря или пастуха, который в первый раз весною идет в поле или возвращается оттуда домой. Точно так же благодаря чудесным силам воды с помощью ее можно гадать, а также производить божий суд, особенно над ведьмами; их бросали в воду, и если они тонули ≈ их освобождали, когда же всплывали кверху ≈ их казнили. В летописях сохранилось множество указаний на то, что славяне обоготворяли воду моря, озер, рек и колодцев и часто приносили ей в жертву людей, особенно детей и петухов; до сих пор даже сохранился в некоторых местностях обычай приносит воде в жертву пирог, кашу, просо и т. п. с тою целью, чтобы земные воды ниспослали дождь. Вообще в воображении первобытного человека смешивалось понятие о реке и о дож…
Энциклопедический Словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона
ВОДА
Вода живая
также сильная или богатырская, в народных сказках всех индоевропейских народов является символом весеннего дождя, который воскрешает землю от зимнего мертвого сна. Она возвращает мертвым жизнь и слепым зрение и вместе с тем составляет напиток тех богатырей, которые, по замечанию Афанасьева, в сказочном эпосе заступают место бога-громовника. Различие мертвой и живой воды является только в славянских сказках и не повторяется нигде более. Мертвая вода называется иногда целящею: она заживляет нанесенные раны, сращает рассеченные части мертвого тела, но еще не воскрешает его; только окропление живою водою возвращает ему жизнь. По Афанасьеву, мертвая вода ≈ это первый весенний дождь, сгоняющий с полей льды и снега и как бы стягивающий рассеченные члены матери-земли, а следующие за ним дожди дают ей зелень и цветы. Живая В. находится в тридевятом царстве, между двух толкучих гор, которые только на минуту разверзаются; ее защищает змей или вороны ≈ носы железные. По словам сказок, живую и мертвую воду приносят олицетворенные силы летних гроз ≈ вихрь, гром, град или вещие птицы, в образе которых фантазия воплощала те же самые явления: ворон, сокол, орел и голубь. Кто выпьет живой, или богатырской, воды, у того тотчас прибывает сила великая. С поверьем о живой воде соединяется русский народный обычай, по которому, когда раздается удар первого грома, все спешат умыться водою, дающею красоту, здоровье и счастье. И. Л.
также сильная или богатырская, в народных сказках всех индоевропейских народов является символом весеннего дождя, который воскрешает землю от зимнего мертвого сна. Она возвращает мертвым жизнь и слепым зрение и вместе с тем составляет напиток тех богатырей, которые, по замечанию Афанасьева, в сказочном эпосе заступают место бога-громовника. Различие мертвой и живой воды является только в славянских сказках и не повторяется нигде более. Мертвая вода называется иногда целящею: она заживляет нанесенные раны, сращает рассеченные части мертвого тела, но еще не воскрешает его; только окропление живою водою возвращает ему жизнь. По Афанасьеву, мертвая вода ≈ это первый весенний дождь, сгоняющий с полей льды и снега и как бы стягивающий рассеченные члены матери-земли, а следующие за ним дожди дают ей зелень и цветы. Живая В. находится в тридевятом царстве, между двух толкучих гор, которые только на минуту разверзаются; ее защищает змей или вороны ≈ носы железные. По словам сказок, живую и мертвую воду приносят олицетворенные силы летних гроз ≈ вихрь, гром, град или вещие птицы, в образе которых фантазия воплощала те же самые явления: ворон, сокол, орел и голубь. Кто выпьет живой, или богатырской, воды, у того тотчас прибывает сила великая. С поверьем о живой воде соединяется русский народный обычай, по которому, когда раздается удар первого грома, все спешат умыться водою, дающею красоту, здоровье и счастье. И. Л.
Энциклопедический Словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона
ВОДА
Вода очищения
(Числ. VIII, 7) служила символом нравственного и духовного очищения, которым должны быть преисполнены служители Бога Вышнего. Применялась при обряде посвящения левитов. Так называлась и вода, употреблявшаяся вместе с пеплом от рыжей телицы для обряда очищения лиц, осквернивших себя прикосновением к мертвому телу (Числ. XIX, 2).
(Числ. VIII, 7) служила символом нравственного и духовного очищения, которым должны быть преисполнены служители Бога Вышнего. Применялась при обряде посвящения левитов. Так называлась и вода, употреблявшаяся вместе с пеплом от рыжей телицы для обряда очищения лиц, осквернивших себя прикосновением к мертвому телу (Числ. XIX, 2).
Энциклопедический Словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона
ВОДА
Вода ревнования
(Числ. V, 11-31) ≈ так называлась горькая вода, смешанная с взятой перед Скинией Завета землей, которую при известных обрядах и произнесении клятвы должна была выпить заподозренная в прелюбодеянии жена. По верованию евреев, на преступницу эта вода имела пагубное действие, а невинная оставалась невредимою.
(Числ. V, 11-31) ≈ так называлась горькая вода, смешанная с взятой перед Скинией Завета землей, которую при известных обрядах и произнесении клятвы должна была выпить заподозренная в прелюбодеянии жена. По верованию евреев, на преступницу эта вода имела пагубное действие, а невинная оставалась невредимою.
Энциклопедический Словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона
ВОДА
Вода святая
≈ Так называется вода, освященная обрядом водосвятия (см. Водоосвящение). Глубокая древность приписывала воде творческий, божественный характер. Отсюда святость струй Ганга для индусов, Нила ≈ для египтян, Рейна ≈ для древних германцев, Дуная ≈ для славян. Таинственную глубину вод поэзия выбрала обиталищем наяд и нереид, русалок, водяных и т. п. Как средство достижения внешней чистоты тела, вода сделалась символом внутреннего очищения души. Священные омовения предписывались Зороастром, Магометом и Moисеем. Христианство удержало символическое значение воды, получившей особое значение с установлением таинства крещения; Богоявленская или крещенская вода считается святынею, агиасмою (см.), "великою агиасмою". В народе существует поверье, что она всегда остается свежею. Это же свойство приписывается воде, взятой из живого источника в самую полночь на праздник Богоявления. Обычай ходить в этот урочный час за водою на реку до сих пор сохранился во многих деревнях. Воде малого водосвятия (см. Водоосвящение) также приписываются благодатные свойства. Ее применяют в священных церемониях при окроплении полей, стад, зданий и т. п. Святою водою называется иногда и без освящения вода некоторых источников, озер, колодцев и т. д., ознаменованных явлением чудотворной иконы, пребыванием святого мужа и т. п. В римско-католической церкви святая вода имеет еще особое применение. При входе в каждый костел имеется чаша с освященною водою, в которую входящие погружают персты и потом знаменуют ими лицо. Появление этих чаш, напоминающих "медное море" Соломонова храма, в церквах Запада относится к IV веку. У мусульман существует обычай освящать воду погружением в нее плаща Магомета. Погружение совершает раз в год сам султан в Константинополе и рассылает освященную воду важнейшим сановникам.
≈ Так называется вода, освященная обрядом водосвятия (см. Водоосвящение). Глубокая древность приписывала воде творческий, божественный характер. Отсюда святость струй Ганга для индусов, Нила ≈ для египтян, Рейна ≈ для древних германцев, Дуная ≈ для славян. Таинственную глубину вод поэзия выбрала обиталищем наяд и нереид, русалок, водяных и т. п. Как средство достижения внешней чистоты тела, вода сделалась символом внутреннего очищения души. Священные омовения предписывались Зороастром, Магометом и Moисеем. Христианство удержало символическое значение воды, получившей особое значение с установлением таинства крещения; Богоявленская или крещенская вода считается святынею, агиасмою (см.), "великою агиасмою". В народе существует поверье, что она всегда остается свежею. Это же свойство приписывается воде, взятой из живого источника в самую полночь на праздник Богоявления. Обычай ходить в этот урочный час за водою на реку до сих пор сохранился во многих деревнях. Воде малого водосвятия (см. Водоосвящение) также приписываются благодатные свойства. Ее применяют в священных церемониях при окроплении полей, стад, зданий и т. п. Святою водою называется иногда и без освящения вода некоторых источников, озер, колодцев и т. д., ознаменованных явлением чудотворной иконы, пребыванием святого мужа и т. п. В римско-католической церкви святая вода имеет еще особое применение. При входе в каждый костел имеется чаша с освященною водою, в которую входящие погружают персты и потом знаменуют ими лицо. Появление этих чаш, напоминающих "медное море" Соломонова храма, в церквах Запада относится к IV веку. У мусульман существует обычай освящать воду погружением в нее плаща Магомета. Погружение совершает раз в год сам султан в Константинополе и рассылает освященную воду важнейшим сановникам.
Словарь русских синонимов Н. Абрамова
ВОДА
|| бросить деньги в воду, быть точно в воду опущенным, выводить на свежую воду, выводить на чистую воду, выйти сухим из воды, и в воде тонуть, и в огне гореть, идти в огонь и в воду, как в воду кануть, как воды в рот набрать, как две капли воды, как с гуся вода, концы в воду, ловить рыбу в мутной воде, много воды утекло, не спросясь броду, не суйся в воду, по воде вилами писано, пройти огонь и воду (и медные трубы), седьмая вода на киселе, темна вода в облацех!, тише воды, ниже травы, точно в воду опущенный, чистейшей воды