Энциклопедический Словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона
≈ С древнейших времен стали понимать великое значение воды не только для людей и всяких животных и растительных организмов, но и для всей жизни Земли. Некоторые из первых греческих философов ставили воду даже во главе понимания вещей в природе, и вся древняя мудрость признавала воду стихиею мира, то есть первозданным, или исходным, веществом. Роль В. в природе громадна, но это отнюдь не первозданная стихия; без нее нельзя обойтись в понимании множества природных явлений, но она не составляет причины или исхода всех их, потому что инертная сама по себе вода становится носительницею силы и возбудительницею громадного множества явлений в природе лишь в силу того, что она поглощает и распределяет энергию солнечных лучей; предоставленная же действию мировых сил природы ≈ без солнечного тепла ≈ В. дает полярные льды, среди которых жизнь и всякое движение замирают. Следовательно, понимание значения воды может получиться только при знакомстве с отношением ее к теплоте и другим силам и веществам, что и заставляет начинать статью о В. с трех отделов: о физических свойствах воды, о химических отношениях ее и о воде в природе. Но так как природные воды обладают весьма неодинаковыми качествами, как видим, напр., при сличении свойств воды морской, минеральной и пресной, то прежде всего должно сделаться ясным, что под именем воды (по-латыни Aqua, откуда знак воды Aq., часто применяемый в науке, а от греческого наименования воды (hydros) происходят названия: гидраты, гидролиз, гидравлика и т. п., которыми выражается участие в них воды, см. эти слова) ≈ подразумевается то общее начало, которое содержится во всяких водах природы. Такую В. называют химически чистою водою. Она получается через перегонку природных видов В. (см. ниже, V) и через сгущение (при охлаждении) водяных паров. Вода дождей получается в природе тем же способом испарения и сжижения, а потому дождевая вода до некоторой степени может считаться образцом чистой воды (см. III и IV) и во множестве случаев (например для составления некоторых лекарств, в фотографии и т.…
Полное определение слова «ВОДА»
Энциклопедический Словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона
Вода аммиачная
или газовая ≈ см. Аммоний, Газовое производство, Углеаммиачная соль, Уголь бурый и торф. В. горькая ≈ см. В. в природе и Горькие воды. В. дегтярная ≈ см. Древесноуксусная кислота. В. известковая ≈ см. Известь. В. подсмольная ≈ см. Дерево и Древесноуксусная кислота. В. сероводородная ≈ м. Сера. В. хлорная ≈ см. Хлор.
Энциклопедический Словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона
Вода в сказаниях
всех индоевропейских народов играет важную роль; все они гласят, что земля покоится на В., в которую каждый день вечером погружается солнце, чтобы, освежившись, снова встать поутру сияющим и бодрым. С этим связаны многочисленные сказки о морском царе и царевне, которые весьма популярны у русского народа и даже отчасти вошли в былины, напр. в былину о "Садке". Небесное царство, т. е. царство солнца, луны и звезд, представляется народу в виде окруженного со всех сторон водою острова, который в русских заговорах носит название острова "Буяна". Олицетворяются народом и реки: из больших рек рождаются народные богатыри вроде Дуная Ивановича, Дона Ивановича, Непры или Днепры и др. Меньшие реки, озера и пруды имеют своих богинь ≈ русалок, и с ними связано множество местных преданий, особенно же с местами при мельницах и с озерами, в которых будто бы потонули древние и богатые города вместе с многочисленными церквами. Воде рек, озер, источников и колодцев придаются те же чудесные силы, что и весеннему дождю, т. е. сила плодородия, сила целебная, очистительная и наконец сила вещая. Отсюда многие народные обычаи, существенную часть которых составляет вода. Так, наприм., в Польше и Западной России существует обычай на Пасху обливать друг друга водою. Латыши обрызгивают водой пахаря или пастуха, который в первый раз весною идет в поле или возвращается оттуда домой. Точно так же благодаря чудесным силам воды с помощью ее можно гадать, а также производить божий суд, особенно над ведьмами; их бросали в воду, и если они тонули ≈ их освобождали, когда же всплывали кверху ≈ их казнили. В летописях сохранилось множество указаний на то, что славяне обоготворяли воду моря, озер, рек и колодцев и часто приносили ей в жертву людей, особенно детей и петухов; до сих пор даже сохранился в некоторых местностях обычай приносит воде в жертву пирог, кашу, просо и т. п. с тою целью, чтобы земные воды ниспослали дождь. Вообще в воображении первобытного человека смешивалось понятие о реке и о дож…
Полное определение слова «ВОДА»
Энциклопедический Словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона
Вода живая
также сильная или богатырская, в народных сказках всех индоевропейских народов является символом весеннего дождя, который воскрешает землю от зимнего мертвого сна. Она возвращает мертвым жизнь и слепым зрение и вместе с тем составляет напиток тех богатырей, которые, по замечанию Афанасьева, в сказочном эпосе заступают место бога-громовника. Различие мертвой и живой воды является только в славянских сказках и не повторяется нигде более. Мертвая вода называется иногда целящею: она заживляет нанесенные раны, сращает рассеченные части мертвого тела, но еще не воскрешает его; только окропление живою водою возвращает ему жизнь. По Афанасьеву, мертвая вода ≈ это первый весенний дождь, сгоняющий с полей льды и снега и как бы стягивающий рассеченные члены матери-земли, а следующие за ним дожди дают ей зелень и цветы. Живая В. находится в тридевятом царстве, между двух толкучих гор, которые только на минуту разверзаются; ее защищает змей или вороны ≈ носы железные. По словам сказок, живую и мертвую воду приносят олицетворенные силы летних гроз ≈ вихрь, гром, град или вещие птицы, в образе которых фантазия воплощала те же самые явления: ворон, сокол, орел и голубь. Кто выпьет живой, или богатырской, воды, у того тотчас прибывает сила великая. С поверьем о живой воде соединяется русский народный обычай, по которому, когда раздается удар первого грома, все спешат умыться водою, дающею красоту, здоровье и счастье. И. Л.
Энциклопедический Словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона
Вода очищения
(Числ. VIII, 7) служила символом нравственного и духовного очищения, которым должны быть преисполнены служители Бога Вышнего. Применялась при обряде посвящения левитов. Так называлась и вода, употреблявшаяся вместе с пеплом от рыжей телицы для обряда очищения лиц, осквернивших себя прикосновением к мертвому телу (Числ. XIX, 2).
Энциклопедический Словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона
Вода ревнования
(Числ. V, 11-31) ≈ так называлась горькая вода, смешанная с взятой перед Скинией Завета землей, которую при известных обрядах и произнесении клятвы должна была выпить заподозренная в прелюбодеянии жена. По верованию евреев, на преступницу эта вода имела пагубное действие, а невинная оставалась невредимою.
Энциклопедический Словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона
Вода святая
≈ Так называется вода, освященная обрядом водосвятия (см. Водоосвящение). Глубокая древность приписывала воде творческий, божественный характер. Отсюда святость струй Ганга для индусов, Нила ≈ для египтян, Рейна ≈ для древних германцев, Дуная ≈ для славян. Таинственную глубину вод поэзия выбрала обиталищем наяд и нереид, русалок, водяных и т. п. Как средство достижения внешней чистоты тела, вода сделалась символом внутреннего очищения души. Священные омовения предписывались Зороастром, Магометом и Moисеем. Христианство удержало символическое значение воды, получившей особое значение с установлением таинства крещения; Богоявленская или крещенская вода считается святынею, агиасмою (см.), "великою агиасмою". В народе существует поверье, что она всегда остается свежею. Это же свойство приписывается воде, взятой из живого источника в самую полночь на праздник Богоявления. Обычай ходить в этот урочный час за водою на реку до сих пор сохранился во многих деревнях. Воде малого водосвятия (см. Водоосвящение) также приписываются благодатные свойства. Ее применяют в священных церемониях при окроплении полей, стад, зданий и т. п. Святою водою называется иногда и без освящения вода некоторых источников, озер, колодцев и т. д., ознаменованных явлением чудотворной иконы, пребыванием святого мужа и т. п. В римско-католической церкви святая вода имеет еще особое применение. При входе в каждый костел имеется чаша с освященною водою, в которую входящие погружают персты и потом знаменуют ими лицо. Появление этих чаш, напоминающих "медное море" Соломонова храма, в церквах Запада относится к IV веку. У мусульман существует обычай освящать воду погружением в нее плаща Магомета. Погружение совершает раз в год сам султан в Константинополе и рассылает освященную воду важнейшим сановникам.
Этимологический словарь Фасмера
вода́
•сюда же во́дка, укр., блр. вода́, др.-русск., ст.-слав. вода ὕδωρ (Супр.), болг. вода́, сербохорв. во̀да, словен. vóda, чеш. voda, слвц. voda, польск. woda, в.-луж., н.-луж. woda. Древние ступени чередования представлены в ведро́, вы́дра.
•Родственно лит. vanduõ, род. п. vandeñs, жем. unduo, д.-в.-н. waʒʒar "вода", гот. watō, греч. ὕδωρ, ὕδατος, арм. get "река", фриг. βέδυ, др.-инд. udakám, uda-, udán- "вода", unátti "бить ключом", "орошать", ṓdman- ср. р. "поток", алб. uj "вода"; носовой согласный в лат. unda "волна" и лит. vanduõ вторичного происхождения; см. Вальде 850; И. Шмидт, Pluralb. 202 и сл.; М. – Э. 4, 404 и сл.; Хюбшман 434; Уленбек, Aind. Wb. 28 и сл. Древняя основа на r/n.