Велик день
≈ малорусское и белорусское название праздника Пасхи; в Польше "Wielkanoc". Во всех славянских землях с этим праздником связано много народных обычаев, восходящих ко временам язычества. С полною достоверностью можно сказать, что весенний праздник существовал уже у славян-язычников и только потом с ним совпал праздник Христианской церкви. Первоначально в этот день праздновалось торжество весеннего солнца и просыпающейся вновь жизни после зимнего оцепенения; поэтому повсеместным и главнейшим символом праздника было яйцо. Праздник начинается с Вербного воскресения, когда из церкви приносятся домой ветки вербы со свежими распуколками и все слегка бьют этими ветками друг друга, приговаривая: "Не я бью, верба бьет, чрез неделю Велик день. Будь здоров, как вода; будь богат, как земля". Вечером распуколки вербы варятся к ужину вместе с кашей, которая поэтому называется вербной кашей, или же они сохраняются как лекарство против разных болезней и недугов (см. Верба). В некоторых местностях России в Великий четверг, который иногда называется Чистым четвергом, вечером народ справляет что-то вроде сочельника, вероятно, в память последней вечери; в "красную" субботу красят яйца без всяких обрядов, только приготовляя их к следующим дням. Благодаря розыскам Фаддея Довгирда, который собрал несколько тысяч крашеных яиц, и сообщил вкратце свои наблюдения в "Wis ł a" (см. соотв. статью), мы можем выяснить себе огромное значение, какое эти яйца имеют в истории славянской культуры. Дело в том, что на пасхальных яйцах повторяются рисунки, встречаемые в доисторических могилах; поэтому, с одной стороны, мы имеем налицо доказательство, что обычай красить яйца восходит к глубокой доисторической древности, с другой же ≈ это явление может служить для археологов верным критерием в делении могил на славянские и неславянские. В самый В. день, в России утром после всенощной, в Польше в полдень после литургии, разговляются заранее приготовленными мясными блюдами и сдобными булками,…