Большой российский энциклопедический словарь
БЫТИЕ́, центр. филос. понятие, характеризующее всё существующее - как актуально, так и потенциально (действительное Б., возможное Б.), как в реальности, так и в сознании (мысли, воображение); предмет особой филос. дисциплины - онтологии . Противоположность Б.- ничто .
Большой российский энциклопедический словарь
БЫТИЕ́, первая книга Пятикнижия , излагающая мифол. представления древних евреев о создании Вселенной, Земли и человечества, а также легендарную древнейшую историю евреев.
Толковый словарь русского языка И. С. Ожегова и Н. Ю. Шведовой
БЫТИЕ́ -я, ср. (книжн.).
• 1. Жизнь, существование. Радость бытия.
• 2. Совокупность материальных условий жизни общества. Б. определяет сознание. II прил. бытийный, -ая, -ое (к 1 знач.; спец.).* Бытийные глаголы - в языкознании: глаголы, называющие процесс бытия, существования, наличия, напр. быть (в 1 знач.), иметься, существовать, есть (во 2 знач.), звучать (по отношению к существованию звука "звучит музыка"), течь (по отношению к существованию реки "течёт река") и многие др.
Толковый словарь русского языка Д. Н. Ушакова
бытия, мн. нет, ср. 1. существование, реальность. Бытие определяет сознание. Движение - форма бытия материи. Ленин. 2. Жизнь, существование (устар., теперь ирон.). Скоро кончится его счастливое бытие. Книга Бытия (церк. лит.) - название одной из библейских книг Ветхого Завета.
Толковый словарь Ефремовой
1. ср.
1) Объективная реальность, существующая независимо от нашего сознания; материя, природа (в философии).
2) Совокупность условий материальной жизни общества.
2. ср.
Жизнь, существование (противоп.: небытие).
Энциклопедический Словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона
≈ первая книга канона священных ветхозаветных книг. Название (в греческом переводе LXX толковников: γένεσις ≈ происхождение, начало; отсюда ≈ славянское "бытие") получила от своего содержания: происхождение мира (1 глава); происхождение человека (2 глава); история допотопного и послепотопного человечества до патриарха Авраама (4≈11 главы); начало истории еврейского народа в истории его патриархов: Авраама (12≈25 главы), Исаака (26≈35 главы) и Иакова (37≈50 главы); оканчивается книга повествованием о смерти Иакова и его сына, Иосифа, в Египте. В еврейской Библии книга Бытие надписывается начальным словом: "берешит" ("в начале"). Книга Б. составляет одно целое с книгами: Исход, Левит, Числа и Второзаконие, и служит для них введением, объясняя происхождение народа еврейского, божественное устроение которого в царство Иеговы через посредство Моисея и составляет главный предмет указанных четырех книг. Церковь иудейская и церковь христианская (основываясь на свидетельстве Иисуса Христа и апостолов) признавали и признают писателем книги Б. Моисея, вождя и законодателя еврейского народа. Несогласные с этим верованием церкви мнения о происхождении книги Б., как и о происхождении Пятикнижия вообще, высказываемы были в первые века христианства некоторыми еретиками, затем в XVI и XVII веках ≈ немногими лицами католического и протестантского мира, не признававшими сверхъестественного божественного откровения. В прошедшем же и особенно в текущем столетии о позднейшем времен Моисея происхождении книги Б., в связи с вопросом о позднейшем происхождении всего Пятикнижия, составлено, преимущественно протестантскими учеными критической школы, несколько, одна другую опровергающих, гипотез на основании некоторых нерешительных внутренних признаков (каково, например, преимущественное употребление в различных частях Пятикнижия различных имен Божиих: Елогим и Иегова), допускающих различные объяснения и выводы, и не всегда в духе отрицательной критической школы. Более подробное обозрение этих гипотез см. в ста…
Полное определение слова «БЫТИЕ»
Орфографический словарь Лопатина
бытие́, -я́, тв. бытие́м, предл. о бытии́
Новейший философский словарь
категория, фиксирующая основу существования (для мира в целом или для любой разновидности существующего); в структуре философского знания выступает предметом онтологии (см. Онтология ); в теории познания рассматривается как базисная для любой возможной картины мира и для всех прочих категорий. Первые попытки разрешения проблемы источника существования того, что есть - в мифологиях, религиях, в натурфилософии первых философов. Философия как таковая ставит целью прежде всего нахождение подлинного (в отличие от кажимого) Б. и его осмысление (или - участие в нем). Наукообразная философия идет по пути определения понятия Б. и его места в структуре знания, а также выделяет уровни и типы Б. как объективного существования. В наибольшей мере концентрировал различные аспекты понятия Б. Парменид. Он выделяет основные характеристики Б. - целостность, истинность, благость и красоту - и манифестирует единство мысли и Б. (и - не-мысли и небытия). Разделение (точнее - удвоение) мира у Платона на мир идей (мир истины) и на действительность (мир подобий) является началом европейской метафизики и на ее закате переходит в марксизме в разделение материального (мир) и идеального (связанного с сознанием) Б. Классифицирующий анализ Б. у Аристотеля (в частности, он выделяет уровни - возможное и действительное Б.) по сию пору служит примером для всякого наукообразного подхода к Б. В период средневековья Б. рассматривается с религиозных позиций: истинное Б. - Бог, мир же несамостоятелен, сотворен из ничто и без заботы Бога исчезнет в ничто. Возрождение рассматривает Б. как природу, с одной стороны - самостоятельную (все существующее - творение природы), с другой - нуждающуюся в человеке как творце и хозяине. Новое время акцентирует внимание как раз на подвластности Б. человеку как оформляющему, собирающему из него мир (как в плане познавательном, так и в плане практическом). Это становится причиной "инфляции" понятия Б. - теперь оно воспринимается как внешнее, неуловимое человеком в его познании, а вскоре начинает восприним…
Полное определение слова «БЫТИЕ»