Брачный договор
(Pacta nuptialia seu dotalia seu sponsalia, Ehepackt oder Ehevertrag, contrat de mariage) ≈ юридический термин семейного права, обозначающий изложенную в особом акте сделку, заключенную до или после вступления в брак и определяющую имущественные, а до некоторой степени и личные отношения, вытекающие из брачного союза, как для самих сочетавшихся браком, так и для третьих лиц, интересы которых могут сталкиваться с интересами того или другого из супругов или обоих вместе. В такого рода сделках и выражается гражданская сторона брака, являющегося в то же время и церковно-религиозным установлением (см. Брак). Брачные договоры известны уже в весьма отдаленные времена. Так, уже Моисеев закон (кн. Бытия, XXIII, 20) предписывает словесное заключение таких договоров при свидетелях. Позднее подобные договоры у евреев должны были быть совершаемы непременно письменно, почему и получили название "кетуба" ("kethuba" ≈ письмо, от "kathab" ≈ писать). Моисеево-раввинское право признает совершение брачного договора необходимым условием заключения брака. Содержание еврейского брачного договора состоит в том, что муж обязывается прилично кормить и содержать жену, сообразно его состоянию, назначает ей брачный дар за потерю девственности, по крайней мере, в 200 дуз (древнееврейская монета) и принимает на себя ответственность оберегать и сохранять приданое жены, что составляет существеннейшую часть договора. Обеспечение назначенного женихом невесте приданого (nadan) должно состоять из всего движимого и недвижимого имущества мужа, который ни в каком случае не может уменьшать определенного в составленном обязательно перед совершением брака брачном договоре приданого. Кроме этого обязательного брачного договора, в раввинском семейном праве установлен еще "произвольный", или "дополнительный", Б. договор ("Tossefat kethuba"), имеющий значение меновой или приданообеспечительной записи и употребляющийся по большей части в богатых еврейских семействах, в которых приданое, приносимое женою мужу, составляет значительную сумму. Наше законодательство признает за этими договорами юридическую силу, и для записи их оставляется особая графа в метрических книгах о бракосочетавшихся евреях. У древних римлян во время полного господства сакрального и квиритского права, когда жена находилась в полной лично-имущественной власти мужа (manus, см. Брак), не могло быть и речи о каких-либо имущественных договорах между супругами. Впоследствии, однако, при ослаблении супружеской власти и постепенном приобретении женщиной самостоятельных прав на имущество, само собой стали появляться соглашения относительно взаимных имущественных отношений между супругами при существовании брачного союза и на случай прекращения его (pacta nuptialia); главным образом, однако, излагаемые в них положения и условия относились к приданому (pacta dotalia), с которым в теснейшей связи находились все остальные имущественные отношения супругов (подробнее см. Приданое). У мусульман также требуется заключение "предбрачного", т. е. составленного перед бракосочетанием, или "брачного", т. е. составленного при бракосочетании, договора, определяющего количество того имущества, которое жених дает невесте в виде свадебного подарка. В составлении договора, кроме поверенных жениха и невесты, которые сами по большей части отсутствуют как при заключении договора, так и при бракосочетании, принимают участие родовое управление, свидетели и представитель духовенства ≈ мулла, исполняющий обязанности нотариуса и получающий гонорар и подарок от жениха. По нашему законодательству брачные договоры магометан шиитского и суннитского толков включаются в метрические книги о бракосочетаниях. В настоящее время брачные договоры заключаются в большинстве западно-европейских государств, особенно в тех, которые признают гражданскую форму брака. У нас в старину при обручении, предшествовавшем браку, обыкновенно заключались подобные договоры, сопровождаемые притом неустойками, или "зарядами", на случай их неисполнения, что нередко вело к принудительному заключению брака. С запрещением Петром В. в 1702 г. подобных обеспечений этих договоров исчезли из нашего законодательства постановления о них; находящиеся же в действующих гражданских законах положения о "рядных записях" (см.) нельзя признать относящимися к брачным договорам. Постановления о них сохранились у нас лишь в некоторых местных законодательствах. Так, по остзейским гражданским законам брачные договоры могут быть заключаемы или до брака, или при вступлении в оный, и тогда они называются "брачными записями" (Ehestiftung), или же во время супружества, причем субъектами их могут быть не только брачущиеся или супруги, но и вместо них их родители и даже посторонние лица, дающие одному из супругов или обоим вместе какое-либо вспомоществование для супружеской жизни. Если вступающие в брак находятся еще под родительскою властью или, лишась родителей, еще не достигли совершеннолетия, то для действительности брачного договора необходимо участие в нем: в первом случае родителей, а в последнем ≈ опекунов. Брачные договоры вступают в обязательную для обоих супругов силу с момента их совершении и поэтому не могут быть отменяемы одною из сторон без согласия другой, ни изменяемы последующим односторонним завещательным распоряжением, разве такое изменение будет сделано в пользу другой договаривавшейся стороны; они могут быть заключаемы как судебным порядком, так и домашним, но в последнем случае непременно письменно, если же им предназначается иметь в будущем силу и для посторонних лиц, то они должны быть явлены в надлежащем присутственном месте и публично сим последним оглашены (Свод местных узаконений губерний Остзейских, ч. III, Законы гражд., ст. 33, 34, 35, 38, 39). ≈ По гражд. кодексу Царства Польского, договоры, коими устанавливаются имущественные отношения между супругами, могут быть заключаемы не иначе, как до вступления в брак и посредством акта, совершенного у нотариуса, и признаются недействительными, если в гражданском акте о бракосочетании о них не будет упомянуто, с показанием дня и места заключения оных и с означением нотариуса, у которого они были заключены. Несовершеннолетний, имеющий право вступить в брак, может заключать предбрачный договор и по оному принимать на себя всякие обязательства, даже делать дарения наравне с совершеннолетним; но такой договор должен быть заключен при личном содействии тех лиц, согласие которых необходимо для вступления в брак. Вообще договоры эти не могут быть изменяемы после совершения брака и, по требованию одной или обеих сторон, подлежат внесению в ипотечные книги (ст. 207, 208, 211, 225 и 229). Кроме того, в кодексе торговом изложены особые правила о порядке оглашения брачных договоров, заключенных между супругами, из которых один принадлежит к торговому званию, с целью охранения интересов кредиторов последнего и вообще лиц, вступающих с ним в торговые сделки (ст. 67 и 68). ≈ По Финляндскому уложению, если мужчина или женщина, вступающие в брак, пожелают заключить предбрачный договор об имуществе, которым каждый из них будет пользоваться по брачному праву, то они обязаны составить его до обвенчания их письменно, с обозначением дня и года и с удостоверением свидетелей, причем священнослужитель, совершающий обряд венчания, свидетельствует на сем документе, что он составлен до бракосочетания. За девицу, не достигшую 21 года, предбрачный договор совершает ее попечитель (diftoman), самый же документ удостоверяется ее согласием на договоре подписью. Договор предъявляется в ратгаузский суд того же города или городской суд того же уезда, где состоялось оглашение брака, не позже первого общего присутственного дня или ординарного заседания суда по прошествии двух месяцев после венчания, и вносится в имеющийся для этой цели особый протокол суда, одновременно с описью и оценкою имущества, составляющего предмет договора, если они в него не включены (гл. VIII). Относительно упоминаемых в ст. 75, т. X, ч. 1 Св. Зак. гражд. брачных договорах между лицами иностранных христианских вероисповеданий северо≈ и юго-западных губерний, в нашем законодательстве нет постановлений, определяющих порядок их заключения.