БРАТЬЯ: значение слова

Начните вводить слово:
Нажмите сюда, чтобы развернуть список словарей

Толковый словарь русского языка Д. Н. Ушакова

БРАТЬЯ

братьев. Мн. ч. от брат в 1, 3 и 4 знач.

Толковый словарь Ефремовой

БРАТЬЯ

мн. разг.
Люди, объединенные общими условиями, положением, связанные общим делом, интересами и т.п.; единомышленники, собратья.

Энциклопедический Словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона

БРАТЬЯ

Братья Господа

≈ см. Богобрат .

Энциклопедический Словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона

БРАТЬЯ

Братья милосердия

(во Франции Fr ères de la charité, в Италии ≈ Fate ben fratelli, в Испании ≈ гостеприимные братья), религиозный орден, основанный португальцем Иоанном Сиудад (Иоанн ди Дио ≈ "Иоанн от Бога"), который род. в 1495 году. Сначала он вел шумную жизнь искателя приключений, но потом, под влиянием призывавших к покаянию восторженных проповедей Иоанна д'Авила, сильно на него подействовавших, изменил свой образ жизни и с 1540 года посвятил себя уходу за бедными больными, нищенствуя, чтобы добывать средства для их содержания. В первое время это был свободный союз мирян, соединившихся для ухода за бедными больными и исправления падших женщин, открывший свою деятельность в наемном доме в Гренаде (1540). Поддерживаемый со всех сторон, он оставил, умирая (1550 года), прочно установившийся союз, который был признан в 1572 году папой Пием V в качестве конгрегации братьев милосердия по правилам бл. Августина и наделен некоторыми привилегиями. Основатель ордена был в 1630 г. беатифицирован папой Урбаном VIII и канонизирован в 1690 г. Александром VIII. С 1592 г. существует испанская конгрегация для Испании и Америки, состоящая под ведомством генерал-мажора в Гренаде и отличающаяся коричневым орденским одеянием от итальянской конгрегации, распространяющей свою деятельность на всю Европу. Последняя конгрегация стоит под ведомством генерала-мажора в Риме и как отличительный признак носит черное орденское одеяние с наплечником (scapulier). С тех пор как ордену были в 1624 г. дарованы все привилегии нищенствующих орденов, он распространил свою деятельность на все страны Европы и Америки. Кроме трех монашеских обетов, они дают еще обет ухода за больными и исполняют свои обязанности в превосходно устроенных госпиталях своих монастырей с истинно христианским милосердием и терпимостью по отношению ко всем страждущим без различия исповедания. Благодаря своей гуманной деятельности орден устоял, несмотря на все перевороты, изменившие церковную и государственную жизнь общества. Ср. Гельд, &qu…
Полное определение слова «БРАТЬЯ»
Энциклопедический Словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона

БРАТЬЯ

Братья моравские

≈ см. Богемские братья.

Энциклопедический Словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона

БРАТЬЯ

Братья общинной жизни

(Fratres communis vitae) ≈ название своеобразного религиозного сообщества, процветавшего в переходный период между средними веками и реформацией. Оно имело целью внести дух жизни в омертвелые формы римско-католической церкви. Главным его импульсом был мистицизм, свободный от всяких пантеистических и антиномистических тенденций: все его цели трезвы, практичны и нравственны. Общество это было основано в Голландии Гергардом Гроотом (.1340≈84), жизнь которого описана Фомой Кемпийским. В своем родном городе, Девентере, Гроот стал собирать около себя молодых людей, которые, под его руководством, помогали друг другу вести истинно христианскую жизнь, занимались изучением Библии и списыванием полезных книг, чтобы дать и другим возможность стремиться к христианскому совершенству. Общий труд повел к образованию общей кассы, общая касса ≈ к полному общению жизни; образовалась первая братская община в Девентере. По смерти Гроота вождем общины сделался Флорентий (1350≈1400), жизнь которого также написана Фомой Кемпийским. Он основал два монастыря регулярных каноников, и община начала быстро распространяться. В течение XV века почти в каждом большом городе было по одной или по нескольку мужских или женских общин. Общность имений и вообще правила, господствовавшие в этих домах, не обусловливались обетами, как в монастырях: все было добровольным, свободным выражением любви. Во главе каждой общины стоял ректор, избиравшийся членами; все общины имели свой центр в главной общине, девентерской. По отношению к внешнему миру главным занятием общины было воспитание, как прямо, посредством школ и обучения детей, так и косвенно, посредством проповеди, лекций и распространения хороших книг. В XVI в. община потеряла свое значение. После реформации за школы взялось государство; книгопечатание сделало переписку книг ненужной; проповедь заняла выдающееся место в богослужении. Самые цели, ради которых была основана община, были достигнуты, и поэтому, дав многих замечательных людей (в том числе ≈ Фому Кемпийск…
Полное определение слова «БРАТЬЯ»
Энциклопедический Словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона

БРАТЬЯ

Братья по свече

≈ Покупают (на Западе) свечу складчиною и держат в церкви, во время херувимской, поочередно; это ≈ братская свеча, а державшие ≈ братья по ней.

Энциклопедический Словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона

БРАТЬЯ

Братья польские

≈ см. Ариане, Социнане.

Энциклопедический Словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона

БРАТЬЯ

Братья почестные

≈ дружки невесты.

Энциклопедический Словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона

БРАТЬЯ

Братья свободного духа

≈ секта, процветавшая в XIII и XIV стол. и представляющая собою замечательный пример средневековой пантеистической ереси. С их учениям знакомят письма архиепископа кельнского (1306) и епископа страссбургского (1317) и эдикты Климента V (1311) и Иоанна XXII (1330); эти документы приведены у Мосгейма в его сочинении о беггардах (Лпц., 1790). Главные пункты учения: все существующее есть Бог, человек есть Бог, нет различия между Богом и человеком. Грехом было причинено разделение между Богом и человеком, но единение может быть восстановлено чрез сознание его возможности и необходимости. В этом состоянии уже не может быть никакого греха; все, что человек делает, хорошо, потому что он стоит выше всяких различий. В церкви и нравственном законе он более не нуждается. Добродетель есть нечто второстепенное и относительное. Происхождение секты темно; родоначальником ее считают обыкновенно Амальриха бенского, осужденного в Париже в 1210 г. В 1212 г. Ортлиб учил в Страсбурге, что человек должен "воздерживаться от внешнего и следовать внушениям Духа внутри себя". В 1216 г. подобные же мнения проповедовались в Швейцарии. В 1230 г. они появились в Лионе, смешиваясь с учениями вальденсов. В половине XIII в. они появились в Кельне и Швабии, в XIV в. распространились на Рейне, в Голландии и сев. Франции. Секта называла себя Б. свободного, или нового духа, но ей придавались также и другие имена, напр. турлепины в Париже, Homines Intelligentiae в Брюсселе и проч. Их сильно преследовали как папы, так и инквизиция. Секта еще существовала в половине XV века, после чего совсем исчезает.

Энциклопедический Словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона

БРАТЬЯ

Братья чешские

≈ см. Богемские братья.