БЕСЕДА: значение слова

Начните вводить слово:
Нажмите сюда, чтобы развернуть список словарей

Толковый словарь В. И. Даля

БЕСЕДА

ж. взаимный разговор, общительная речь между людьми, словесное их сообщение, размен чувств и мыслей на словах. О чем у вас вечор беседа шла? Речь, говор, слово, язык, наречие, способ объяснения, произношения; слог, оборот речи. У галичан иная беседа, чем у кологривцев. Письменное слово, речь, поучение, наставление, особ. нравственного содержания. Беседы о бессмертии души. Собрание, общество, кружок, сход или съезд для беседования; праздничные вечерние собрания у крестьян. Без соли, без хлеба худая беседа. В хорошей беседе ума набраться, в худой свой растерять. В чужой беседе всяк ума купит. Стар., что ныне беседка, особ. рубка, казенка, место под навесом на стругах, лодках. Беседа дорог рыбий зуб, старинная песня, рубка (казенка, каютка) на расшиве, украшенная резьбою из моржовой кости. Беседка, беседки, беседушка калужск. новг. твер. олон. вологодск. ниж. вечеринка, вечерница, вечорки, посиделки, посидки, супрядки, досветки; сбор девок с веретеном и куделью в один дом, обычно в круговую, на всю ночь; сходбища осенние и зимние, взамен летних хороводов, начиная от конца уборки хлеба, когда уже жгут по избам огонь : с Симеона-летопроводца (1 сентября); это начало бабьего лета (севалка с плеч, щанины, встреча осени) и засидки, первые беседки : местами, в этот день обзаводятся на весь год новым огнем (иногда живым, вытертым из дерева), который корпит до весны на загнетке. На беседки приходят и парни, лапти плесть, а больше дурить, и поются безумолчно песни; замужним и женатым обычно тут не место, потчиванья не бывает, разве девки затеют ссыпчины, или хозяйка дома раздаст свой лен или посконь для пряжи, обратив беседки в помочь. Беседками называют и праздничные зимние сборища, о святках. Беседка, беседочка, всякое небольшое, легкое и временное строеньице для защиты, напр. шалаш, сторожка из хвороста у околичных ворот; будка или заседка охотника на уток, на тетеревей; легонькое строение разного вида в саду, для отдыха и украшения; бельведер, вышка над кровлей дома; навес на судах, лодках; будка, кибитка, верх, болок, б…
Полное определение слова «БЕСЕДА»
Энциклопедический Словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона

БЕСЕДА

Беседа Донская

упоминается в "Книге Большого Чертежа", где говорится, что "ниже града Ельца до устья реки Сосны и ниже Донския Беседы с Ногайской страны верст с 10 впал в Дон студенок кладязь, а ниже студенка кладязя верст с 15 с Ногайской страны пала в Дон речка Репец". Некоторые из отечественных старинных ученых считали Донскую Беседу судилищем, что весьма вероятно: как здесь, так и поблизости, по речке Ливенке, ранее обитали ливы. Донская Беседа находится на правом бер. р. Дона, в 12 в. ниже гор. Задонска, на живописном склоне значительной возвышенности и состояла ранее из длинного ряда высоких каменных колонн, тянувшихся на версту, в настоящее время этих колонн осталось немного, да и те вскоре исчезнут благодаря хорошим качествам камня, продаваемого местными крестьянами (подробн. и вид Донской беседы пом. в "Древн. Воронежской губ." Л. Б. Вейнберга, 1891).

Энциклопедический Словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона

БЕСЕДА

Беседа любителей российской словесности

≈ литературное общество, основанное в 1811 г. по мысли Г. Р. Державина и А. С. Шишкова с целью развивать и поддерживать вкус к изящному слову посредством публичного чтения образцовых произведений в стихах и прозе. Старые литераторы, преимущественно ≈ члены Российской академии, с давних пор установили между собой обычай собираться по вечерам и читать друг другу свои новые сочинения; в конце 1810 г. Шишков, упорно продолжавший ожесточенную полемику по вопросу о старом и новом слоге и чувствовавший уже, что его противники, молодые литераторы, становятся все более и более опасными, задумал обратить домашние чтения в публичные, чтобы таким образом привлечь на свою сторону новых союзников. Деятельным помощником его в осуществлении этой мысли явился Державин, который предоставил в распоряжение нового общества обширную залу в своем доме, принял на себя все расходы, какие по обществу могли понадобиться, и пожертвовал для его библиотеки значительное собрание книг. Собрания должны были происходить в осеннее и зимнее время по одному разу в месяц; кроме того, решено было основать повременное издание, в котором печатались бы труды членов Б. и посторонних лиц. Б. должна была состоять из 24-х действительных членов и из членов-сотрудников. Для соблюдения порядка в Чтениях она разделялась на четыре разряда по 6-ти членов в каждом; разряды должны были собираться по очереди. В каждом торжественном заседании председателю очередного разряда вменялось в обязанность прочесть написанную им главную статью, после чего могли читать и другие, но не иначе, как с предварительного одобрения всего общества и притом ≈ с тем, чтобы каждый раз Чтения продолжались не более 2 ≈ 2 ½ часов. Составленный Шишковым на этих основаниях устав Б. был через министра народного просвещения, гр. Разумовского, представлен на высочайшее утверждение и одобрен государем, причем повелено объявить Обществу монаршее благоволение "за сие полезное намерение". Открытие Б. и первое чтение происходили 14 марта 1…
Полное определение слова «БЕСЕДА»
Энциклопедический Словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона

БЕСЕДА

Беседа в фольклоре

т. е. разговор ≈ заглавие большого количества народных русских легенд, повестей и стихов. Содержанием таких "бесед" служит решение таинственных вопросов, о которых не упоминает Священное Писание. Необразованный и вместе с тем любознательный русский христианин средних веков с помощью собственной фантазии решал все вопросы, на которые не мог найти определенных ответов в христианском учении, и понятно, что в объяснения эти вошло множество древних языческих верований. Таким путем возникли апокрифические сочинения вроде всякого рода "вопросов", наприм.: "Вопросы Иоанна Богослова Господу", "Вопросы князя Антиоха" и "беседы" вроде "Беседы трех святителей". "Беседы" встречаются в трех главных типах древнерусской литературы, именно: в повести, разговоре и духовном стихе. Содержание повести, которая носит название "Повесть града Иерусалимского", но которую иногда неправильно обозначают заглавием "Беседа трех святителей", следующее: собрались на беседу четыре царя, между ними Волот Волотович и Давид Иесеович. Волот рассказывает свой сон, который толкует Давид, предсказывая, что у Волота родится дочь Соломонида и на ней женится Соломон и будет на Руси град Иерусалим, а в нем соборная апостольская церковь Софии премудрости Божьей. После этого Волот и Давид предлагают друг другу и разрешают разные вопросы, напр.: отчего у нас свет светится? ≈ от Господних очей; которое озеро озерам мати? ≈ Ильмень озеро, что под Киевом градом, потому что взяло в себя триста рек. Которое море морям мати? ≈ океан море великое, потому что в нем стоит церковь Климента папы римского. Затем решаются вопросы относительно первенства Иepycaлима, Иордана, адамовой головы, кипариса, певги и кедра и др. над всеми другими соответственными предметами. "Повесть града Иерусалима" издана в "Памятниках старинной русской литературы" (изд. гр. Безбородко под редакцией Н. Костомарова, 1860 г., вып. I, ╧ 40). Беседа трех с…
Полное определение слова «БЕСЕДА»
Энциклопедический Словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона

БЕСЕДА

Беседа варшавский журнал

≈ журнал, предназначенный для народного чтения, с эпиграфом: "Да будет свет!", издается в Варшаве с 1886 г. Н. Харламовым 2 раза в месяц; в настоящее время редактором состоит В. А. Логиновский.

Энциклопедический Словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона

БЕСЕДА

Беседа московский журнал

≈ журнал ученый, литературный и политический. Издавался в Москве без предварительной цензуры С. А. Юрьевым под его редакцией в 1871≈72 гг. ежемесячно. Издатель, объясняя свою программу в ст. "В чем наша задача", исходил из такой точки зрения, что "народ, единство которого возникло из стихийного начала единоплеменности и одинаковости условий природы и образовалось взаимодействием его членов, ≈ сам выражает природу своего духа в своей вере, в эстетическом своем творчестве, в обычае и в языке, определяет себя как нравственную личность строем своего государства, своим законодательством, раскрытыми им истинами и сознанием нравственной цели своего бытия". Поэтому наряду с другими передовыми органами желанием журнала было ≈ "содействовать по мере его сил к тому, чтобы идеальная сторона была присуща духу русского народа и чтобы все великие истины, выработанные западными народами, стали достоянием русского сознания и русской жизни; но чтобы в то же время и самостоятельность русской мысли не была уничтожена". Отсюда явилась задача ≈ "содействовать подъему философского духа в нашем обществе и распространению общечеловеческих сведений, изучению нашей народной жизни, по возможности, без всякой предвзятой мысли, изучению жизни славянских народов, как братьев общей для нас с ними славянской семьи, с судьбами которой неразрывно связана наша будущность, и сравнительному изучению нашей жизни с жизнью прочих европейских народов". Журнал остался верен своей программе за все время своего существования и хотя стоял на почве национализма, но отнюдь не того, который проповедовался "Московскими ведомостями" и встречал горячую отповедь в "Беседе". Первый год прошел для нее благополучно, и второй, когда он стал яснее и шире высказывать свои стремления, оказался тяжелым годом; некоторые статьи были исключаемы, а книжка ╧ 9 уничтожена вся, так что потребовалось второе издание ее для удовлетворения подписчиков. Заключая год, издатель объявил, чт…
Полное определение слова «БЕСЕДА»
Энциклопедический Словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона

БЕСЕДА

Беседа род клуба

≈ чешское название клуба, собрания, обозначающее и самое учреждение, и дом, в котором оно помещается. Первая из чешских бесед, "Мещанская беседа", основана 1845 г.; она до последних времен процветает и как сборный пункт пражского общества играет довольно видную роль в истории чешского народного самосознания и культуры XIX в.; членами ее была такие светила чешской науки и литературы, как Шафарик, Палацкий, Юнгманн, теперь же она считает более двух тысяч членов. По образцу "Мещанской беседы" основаны были подобные клубы и общества и в других местностях Чехии, в особенности же процветают сельскохозяйственные общества ≈ "besedy gospodař ské ", имеющие целью усовершенствование чешского земледелия; их теперь насчитывают около 320.

Энциклопедический Словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона

БЕСЕДА

Беседа танец

≈ чешский салонный танец с фигурами, который танцуют четыре пары, поставленные на четырех углах квадрата. Танец этот введен с 1863 г. и заключает в себе отдельные элементы многих различных танцев. Музыку для Б. писал Фр. Геллер, Свобода, Янда и др. Б. несколько походит на польский "краковяк", так как танцующие поют различные куплеты из славянских народных песен. Ср. "Slovnik Naučny" Отто.

Этимологический словарь Фасмера

БЕСЕДА

бесе́да

•"разговор, поучение", диал. "собрание, пиршество", бесе́дка "легкая летняя постройка, увитая зеленью", укр. бе́сiда "беседа", ст.-слав. бесѣда λόγος, ῥῆμα, ὁμιλία, болг. бесе́да, сербохорв. бѐсjеда, словен. besė̑da "слово, речь", чеш. beseda, др.-чеш. besěda, польск. biesiada "пир".

•Из *bez-+ *sěda "сидение снаружи" со стар. знач. bez- "снаружи"; ср. др.-инд. bahíṣ "снаружи", bahirdvāram "место перед дверью"; см. Бернекер 1, 52 и сл.; Jagić-Festschrift 599 и сл. В семантическом отношении Ванстрат (ZfslPh 14, 101) сравнивает беседа с др.-исл. útiseta "сидение снаружи в ночное время для гадания, прорицания". Вряд ли правильно сравнивают Брандт (РФВ 21, 207) и Погодин (РФВ 39,3) бе- с лит. дуративной част. bе-; против см. Преобр. (1, 25) и Ильинский (РФВ 62, 236 и сл.), собственные сопоставления которого с ба́сня, ба́хорить, а также с нем. faseln "молоть вздор" принять нельзя.