БЕС: значение слова

Начните вводить слово:
Нажмите сюда, чтобы развернуть список словарей

Толковый словарь русского языка И. С. Ожегова и Н. Ю. Шведовой

БЕС

БЕС -а, м.

• 1. В религии и народных поверьях: злой дух. Умен (хитёр) как б. (очень умен, хитёр; разг.). Б.-искуситель (о том, кто искушает, соблазняет; шутл.).

• 6. попутал кого-н. (самому непонятно, как мог так поступить; разг. шутл.).

• 2. перен. О живом, ловком, задорном человеке (разг.). Б.-девка. * Мелким бесом рассыпаться (разг.) - угодливо льстить, юлить, лебезить. Какого беса? (прост.) - то же, что какого дьявола? II прил. бесовский, -ая, -ое. Бесовское наваждение.

Толковый словарь русского языка И. С. Ожегова и Н. Ю. Шведовой

БЕС

БЕС ... приставка. То же, что без...; пишется вместо "без" перед глухими согласными, напр. бесполезный, бессильный.

Толковый словарь русского языка Д. Н. Ушакова

БЕС

беса, м. Нечистая сила, злой дух в религиозных представлениях христиан.

Употр. как бранное слово, менее резкое, чем чорт. Мелким бесом (рассыпаться) перед кем (разг.) - ловко, угодливо льстить кому-л., заискивать перед кем-н. Седина в бороду, а бес в ребро - пословица о стариках, поддающихся любовному соблазну.

Толковый словарь русского языка Д. Н. Ушакова

БЕС

что (без), употр. перед глухими согласными, напр. бессмертный.

Толковый словарь Ефремовой

БЕС

м.
Злой - по религиозным представлениям - дух, искушающий человека; нечистая сила.

Толковый словарь Ефремовой

БЕС

м. разг.
1) Быстрый в движениях, юркий человек.
2) Ловкий, хитрый человек.

Толковый словарь В. И. Даля

БЕС

м. растение Erythronium dens canis, кандык.

м. злобное, бесплотное существо, злой дух, демон, сатана, диавол, черт, вельзевул, царь или князь тьмы, царь ада, преисподней; змий, кромешный, враг, ворог, вражья сила, недруг, неистовый, лукавый, нечистый, луканька, не наш, недобрый, нелегкий, нелегкая, нечистая сила, неладный; соблазнитель, блазнитель, морока, мара, ляхой, игрец, шут, шайтан; черная, неключимая сила, некошной, ненавистник рода человеческого, наше место свято. Человек мстительный и злобный, или же хитрый, лукавый, ловкий, изворотливый. Мелким бесом перед кем рассыпаться, льстить, убедительно склонять кого на свою пользу. Беса тешить, сидя качать ногами, или в обществе много дурить, хохотать, плясать. Седина в голову (в бороду), а бес в ребро. На седину бес падок. Старого черта, да подпер бес. Подпустил ему бес блошку и вошку. Силен бес : и горами качает, а людьми, что вениками, трясет. Радостен бес, что отпущен инок в лес. Вина напиться - бесу предаться. В пьяном бес волен. Не надо и беса, коли ты здеся. Бес беса и хвалит. Дьяволом подложен, бесом опушен. Попался, как бес в перевес. Навели на беса, как бес на болото. Как бес под келью подлез. Бес и хлеба не ест, да не свят. Богат Бог милостию, а беден, да бес. Беден бес, что у него Бога нет. Все бесы в воду, да и пузырья вверх, о ссоре. От беса крестом, а от свиньи пестом. Бесовка ж., урал.-казач. бесиха, ведьма, колдунья; злая баба; не блюдущая обычаев раскола. Бесенок, бесеныш, бесеночек, умалит. шуточно и даже ласково : провор, проказник. Бесов, бесу принадлежащий. Бесова нога, вертлявый и бойкий провор, непоседа. Бесово молоко, молочай, растение Euphorbia, разных видов. В нем бесово ребро играет, он соблазняется. Бесовский, принадлежащий, свойственный бесам, от них исходящий; чертовский, сатанинский, дьявольский. Бесовское наваждение, бред наяву, видения, искушения, соблазны. Бесовское зелье, раскольничье табак. Бесовщина ж., стар. бесовство ср. дьявольское наваждение, соблазнительные призраки, явления; неистовство всякого рода, бешеные, неистов…

Полное определение слова «БЕС»
Энциклопедический Словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона

БЕС

≈ Б. у языческих славян обозначал высшее враждебное для людей существо: слово бог, по всей вероятности, употреблялось в значении доброго божества, Белбога, а бес ≈ в значении Чернобога. После принятия христианства древние эти слова не были забыты, но только изменили свое значение: первое стало обозначать Бога христианского, второе же ≈ дьявола. У христианских летописцев этим же словом обозначаются вообще языческие божества. Славяне-язычники верили, что земля в продолжение всей зимы остается под властью бесов, и таким образом в славянской дуалистической мифологии бесы были олицетворением темноты и холода. Они, вероятно, тогда не имели еще значения представителей нравственного зла, получили же это значение только под влиянием христианства и в особенности богомильского учения. Ср. Крек: "Einleitung in die slavische Literaturgeschichte", стр. 166, 404. И. Л.

Энциклопедический Словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона

БЕС

Бес древнеегипетский бог

≈ имеющий вид уродливой человеческой фигуры, покрытой шкурой пантеры, с пучком перьев или пальмовых листьев на голове, с огромнейшими глазами и ушами почти на верхушке головы и расставленными врозь ногами. Последняя поза, равно как выражение улыбки на лице, заставляют предполагать в нем бога веселья и пляски, что отчасти подтверждается частым присутствием этого изображения на принадлежностях женского туалета того времени. Происхождение его, кажется, индийское. В Египетском музее в Лувре находится очень много изображений и статуэток бога Б.

Энциклопедический Словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона

БЕС

Бес мера веса

(Bes или Bessis) ≈ одно из подразделений римского аса (см. это сл.): ас делился на 12 унций, 8/12 аса названы были Б. ≈ вероятно, сокращенное bis triens = 2/3. То же название сохранилось при разделе наследства, если один из наследников получал 2/3 всего имущества, ex besse, a также при определении процентов, где besses usurae означало 8% (процент, назначенный Юстинианом в коммерческих делах).

Этимологический словарь Фасмера

БЕС

•род. п. бе́са, укр. бiс, ст.-слав. бѣсъ δαίμων, πνεῦμα, δαιμόνιον, болг. бесъ́т, сербохорв. би̏jес "ярость", словен. bė̑s "злой дух", чеш. běs, польск. bies, раньше bias в местн. н. Biasowice.

•Исконнородственно лит. baisà "страх", baisùs "отвратительный, мерзкий, ужасный", лат. foedus "мерзкий", греч. πίθηκος "обезьяна"; см. Сольмсен, Rh. Mus. 53, 140 и сл.; Бернекер 1, 56; Педерсен, IF 5, 41; ср. еще Хаверс 112; М. – Э. 1, 251. Но мнению Траутмана (GGA, 1911, 243), восходит к лит. baidýti "пугать" и русск. боя́ться. Совершенно невероятна этимология Ильинского (РФВ 65, 212 и сл.) – к бо́сый, а также ба́ский "усердный", укр. баски́й, чеш.-мор. bosorovat' "колдовать". Следует также отклонить сравнение с лат. bestia; см. Коген, ИОРЯС 17, 4, 400 и сл. Ср. дво́хать.

•••

[Иначе см. Мошинский, Zasiąg, 191. – Т.]