Энциклопедический Словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона
БАРЬЕР
(фр. barrières ) ≈ заграждение или преграда, устраиваемая поперек дорог или по бокам въездов для воспрепятствования свободного прохода, напр., через дорогу, или предохранения от падения, напр., на высоких въездах. Барьеры обыкновенно устраиваются из деревянных брусьев, и если они ≈ с передвигающимися или перекладываемыми брусками, то носят название ≈ задвижных барьеров , если же с насаженными неподвижно брусьями на стойки, то называются барьерами - надолбами . Смотря по роду дорог, Б. делаются из 4-, 5≈ и 6-вершковых бревен и окрашиваются масляной краской. Поперечный брус не должен быть выше земли более чем на 0,45 саж., в противном случае мелкий скот будет в состоянии пройти под брусом запертого барьера. Если задвижные барьеры устраиваются на пересечении проезжих дорог с железной дорогой, то они должны быть окованы, окрашены белой краской и заперты на замки. Такого рода барьеры теперь уже редко употребляются на железных дорогах, где делают из старых рельсов подъемные барьеры, называемые от немецкого слова Schlagbaum ≈ шлагбаумами (см. Шлагбаум), или делают барьер из 2-х рельсовых стоек и протянутой между ними цепи. Как одни, так и другие на железных дорогах должны быть окрашены белой краской с черными каймами. На железных дорогах при Б. содержатся так наз. барьерные сторожа (в России преимущественно сторожихи). Барьеры при въездах делаются деревянные, каменные и чугунные, последние состоят из чугунных столбов, соединенных 2≈4 железными (поперечными) прутьями, смотря по высоте столба. Каменные барьеры состоят из тесаных камней, укладываемых сплошь с выступающими в начале каждого барьера камнями, обделанными в виде верхушки столба с карнизом и шапкой. Такого рода барьеры требуют фундаментальных оснований. Камни укладывают на цементном растворе и соединяют скобами или внутри закладываемыми анкерами. Каменные барьеры устраиваются также на шоссе, когда оно проходит по легко растворяемому водой грунту. Такие сплошные барьеры, состоящие из булыг, укладываемых одна около другой, служат для ограждения проезжей части шоссе и этим предохраняют ее от разрушения. На железных дорогах, где эти части пересекают частные дороги, весьма желательно иметь такого устройства барьеры при переездах, в уровне рельсов, которые бы управлялись с дальнего расстояния, не требуя содержания особого сторожа. На Берлинской выставке 1889 г. было представлено очень много моделей подобного рода барьеров, как одиночных, так и двойных. Общий характер их устройства состоит в том, что посредством двойной проволочной передачи сначала на переезде звонит колокол, предупреждающий о закрытии барьера, после чего барьер запирается, опускаясь или поворачиваясь, смотря по конструкции, с открытием сигнала ≈ " стой ". О закрытии и открытии барьера автоматически сообщается закрывшему агенту.