Большой российский энциклопедический словарь
АНТРОПОМОРФИ́ЗМ (от антропо ... и греч. morph; - форма, вид), уподобление человеку, наделение человеческими свойствами (напр., сознанием) предметов и явлений неживой природы, небесных тел, ж-ных, мифич. существ.
Толковый словарь русского языка И. С. Ожегова и Н. Ю. Шведовой
АНТРОПОМОРФИ́ЗМ -а, м. (спец.). Перенесение присущих человеку психических свойств на явления природы (на животных, предметы), а также представление божества в образе человека. II прил. антропоморфический, -ая,-ое.
Толковый словарь русского языка Д. Н. Ушакова
антропоморфизма, мн. нет, м. (от греч. anthropos - человек и morphe - вид) (науч.). 1. Перенесение человеческих свойств на неодушевленные предметы, свойственное первобытному мышлению. 2. Представление божества в образе человека.
Толковый словарь Ефремовой
м.
Перенесение присущих человеку психических свойств на явления природы, животных, предметы, мифические существа.
Энциклопедический Словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона
≈ одна из наиболее распространенных форм религиозного сознания у первобытных народов: перенесение на обоготворяемые неодушевленные предметы, одушевленные существа или явления и силы природы человеческих образа и свойств. См. ст. Сравнительное изучение религий, Теротеизм, Тотемизм и Фетишизм.
Словарь иностранных слов
[см. антропо...+ ...мор-физм] - наделение человеческими свойствами явлений природы, животных, предметов, а так* же представление богов в человеческом образе.
Большой русско-украинский словарь
сущ. муж. рода антропоморфізм -у
Русско-испанский словарь
антропоморф́изм
м. antropomorfismo m
Русско-голландский словарь
антропоморфи́зм
m
anrropomorfisme het
Словарь медицинских терминов
(антропо- + греч. morphe форма, вид) приписывание предметам и явлениям неживой природы, а также животным свойств, присущих только человеку.
Психологический словарь
(от греч. anthropos — человек + morphe — вид, образ) — приписывание специфических свойств человека тому, кто (или что) им не является — силам природы, растениям, животным, богам, машинам. Для анимистической картины мира (см. Анимизм ) характерен А. в отношении сил природы, растений и животных, для античных религий характерно представление божеств в человеческом образе и наделение их психическими свойствами, чувствами и способностями человека (напр.: сомнение, гнев, самолюбие). Ф. Бэкон подводил А. под категорию «идолы рода», считая, что в них выражается «стремление объяснять действия природы по аналогии с действиями и поступками человека, т. е. убеждение, что природа делает то же самое, что и человек».
С резкой критикой А. в понимании психики животных выступали представители бихевиоризма, рефлексологии и школы И. П. Павлова, которые при этом сами нередко впадали в др. крайности — механицизм и териоморфизм (зооморфизм) в понимании человека.
Антропоморфизм эстетический — творческая установка художника (напр. скульптора), состоящая в символическом уподоблении человеку изображений природных или фантастических объектов. (Б. М.)