АНТРОПОЛОГИЗМ: значение слова

Начните вводить слово:
Нажмите сюда, чтобы развернуть список словарей

Большой российский энциклопедический словарь

АНТРОПОЛОГИЗМ

АНТРОПОЛОГИ́ЗМ (антропологич. принцип), филос. концепция, усматривающая в понятии "человек" осн. категорию и исходящая из неё в объяснении природы, об-ва и мышления. Антропологич. принцип в философии ввёл и обосновал Л. Фейербах, у к-рого он стал основой критики нем. классич. идеализма. В России сторонником идей Фейербаха был Н.Г. Чернышевский. А. разрабатывался в различных филос. концепциях (Ф. Ницше, А. Шопенгауэр, ряд представителей экзистенциализма). В широком смысле слово "А." - составная часть филос. учений о человеке. См. также Философская антропология .

Словарь иностранных слов

АНТРОПОЛОГИЗМ

[<гр.; см. антропология] - представление о человеке как о высшем продукте природы, биологиэация человека; непонимание его социально-исторической сущности; ненаучное объяснение явлений общественной жизни свойствами и потребностями отдельных людей как биологических существ, а не на основании исторических законов развития общества. а. характеризует ограниченность домарксистского материализма (напр., материализма л. фейербаха).

Большой русско-украинский словарь

АНТРОПОЛОГИЗМ

сущ. муж. рода антропологізм

Новейший философский словарь

АНТРОПОЛОГИЗМ

философское течение, которое рассматривает понятие "человек" в качестве базисной категории, лежащей в основании системы представлений о бытии, природе, обществе, культуре, истине, добре, благе, долге, свободе, Боге и т. д. В концепциях А. человек - исходный пункт и конечная цель философии. А. отправным пунктом анализа считает биологическую (а не социальную) природу человека. Концепции А. могут носить как материалистический, так и идеалистический характер. Крупнейшие представители материалистического А. Нового времени - Гельвеции и Фейербах, который и разработал А. как методологический философский принцип. Принцип А. ориентировал исследователей на изучение единства человеческой сущности и постулировал относительность деления человека на "тело" и "душу". Начиная со второй половины 19 в. разрабатываются идеалистические варианты А. (Ницше, Дильтей, Зиммель). А. испытал на себе значительное влияние философии жизни, феноменологии Гуссерля, психоанализа Фрейда. В современной западной философии А. (Ше-лер, Плеснер, Гелен, Э. Ротхакер, А. Портман и др.) стремится утвердить единство философского и конкретно-научного подхода и освободить понимание человека от крайностей как экзистенциалистского антисциентизма, так и сциентистски-рационалистического толкования человека. Человек начинает рассматриваться на широком фоне наук о духе и наук о культуре (этнографии, языкознания, социологии, истории религии и искусства и т. д.). Однако А., несмотря на некоторые научные и теоретические положения, сформулированные в его русле, не смог стать целостным учением о человеке. Односторонность А. проявляется в его абстрагированности от социальной сущности человека, от особенностей его жизнедеятельности как общественно-исторического существа. Как методологический принцип А. получил распространение в социологии, этике, эстетике. Е.В. Петушкова