Большой российский энциклопедический словарь
АНТИНО́МИЯ (греч. antinomia - противоречие в законе), противоречие между двумя суждениями, одинаково логически доказуемыми. Учение об "А. разума", неизбежно возникающих при попытке осмыслить мир как единое безусловное целое, было развито И. Кантом. См. также Апория , Парадокс .
Толковый словарь русского языка И. С. Ожегова и Н. Ю. Шведовой
АНТИНО́МИЯ -и, ж. (спец.). Противоречие между двумя взаимоисключаемыми положениями, сущностями, явлениями, каждое из к-рых доказуемо логическим путём, существует в отдельности. А. учений о смерти и бессмертии. А. духа и материи. А. между свободой личности и государством. II прил. антиномический, -ая, -ое.
Толковый словарь русского языка Д. Н. Ушакова
антиномии, ж. (греч. antinomia) (филос.). Противоречие между двумя законами, положениями, принципами, категориями.
Толковый словарь Ефремовой
ж.
Противоречие между двумя положениями, каждое из которых логически доказуемо.
Энциклопедический Словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона
(греч.) ≈ так называется собственно противоречие двух законов. Слово это как философский термин впервые введено Кантом. Он объясняет А. как противоречие, в которое теоретический разум (Vernunft) впадает сам с собою или собственно с рассудком (Verstand), когда он идею абсолютного относит к миру как совокупности всех явлений. Отсюда именно являются противоречивые законы и мнимоосновательные теории, ведущие к принятию положений, или не удовлетворяющих беспредельным требованиям нашего разума, или непостижимых для нашего рассудка. А. обнимают следующие вопросы: конечны ли или бесконечны ≈ вселенная, пространство, время? Имеются ли неделимые атомы, или материя может делиться до бесконечности? Существует ли только необходимость в природе, или возможна также свободная случайность? Находится ли во вселенной или вне ее необходимая сущность или нет? Так как А. в данном случае состоит в том, что можно привести одинаковое число доказательств как в пользу утвердительного, так и отрицательного ответа на эти вопросы, то разрешение А. необходимо приводит к выводу, что человеческое познание в последних встречает преграду, которой ни перешагнуть, ни победить не может. По Канту, мы знаем о пространстве, времени, материи, причине и т. д. только как о явлениях (феноменах), но ничего не знаем: каковы они сами в себе (нумены). Поэтому мы должны отказаться от догматического изучения этих вопросов; идея абсолютного и бесконечного имеет только значение регулирующего принципа, т. е. она сама не служит источником расширения знания, а только руководящею нитью для все более и более прогрессирующего расширения знания.
Словарь иностранных слов
[<гр. antinomia противоречие в законе] - противоречие между двумя положениями, каждое из которых признается логически доказуемым (напр., прерывность и непрерывность материи).
Русско-испанский словарь
антин́омия
ж. филос. antinomia f , antinomía f
Новейший философский словарь
(греч. antinomia - противоречие в законе) - форма существования и развития противоречия в познании: противоречие, образуемое двумя суждениями (умозаключениями, законами), каждое из которых признается истинным. Употребление термина А. первоначально имело место в юридических документах. Этим термином обозначалось противоречие между двумя юридическими законами или двумя положениями (тезисами) одного и того же закона (Квинтилиан в 1 в.; позднее - Плутарх, Августин и др.). Так, в кодексе императора Юстиниана (534) термином А. обозначалась ситуация, когда юридический закон вступает в противоречие с самим собой. Близким к А. понятием является понятие апория, особенно в аристотелевском истолковании. Апория, по Аристотелю, есть равенство (равнозначность) противоположных заключений. Так, в известных апориях Зенона из Элеи вскрываются противоречия единого (непрерывного) и множественного (разделенного) движения и покоя. Философский статус термин А. приобретает в работах Канта, который обозначил им глубоко противоречивое состояние человеческого разума ("спор разума с самим собой"), стремящегося преодолеть ограниченность рассудочных определений мира. Гегель, сопоставив А. Канта с апориями Зенона, пришел к выводу, что кантовские А. являют собой не более, чем то, что уже сделал Зенон. Гегель был убежден, что если следовать диалектике, которая хотя и содержит в себе предшествующую логику и метафизику, но развивает их дальше, то можно показать, что на деле каждое понятие, каждая категория также антономична. Противоречия, представленные в форме многообразных А., Гегель считал свидетельством диалектического характера познания. Гегель называл предрассудком прежней логики и обыденного сознания мнение, будто противоречие не такое существенное и имманентное определение, как тождество. Противоречие, подчеркивал Гегель, "есть корень всякого движения и жизненности". С точки зрения диалектического материализма, условие познания всех процессов мира есть познание их как единства противоположностей, а диалектика, прорывая у…
Полное определение слова «АНТИНОМИЯ»
Словарь юридических терминов
— действительное или кажущееся противоречие в законе
Словарь экономических терминов
- действительное или кажущееся противоречие в законе.
Словарь медицинских терминов
характерологическая
(греч. antinomia противоречие в законах) аномалия характера: наличие в характере полярно противоположных черт, обусловливающих противоречивые тенденции, влечения, реакции.