АЛЛЕГОРИЯ: значение слова

Начните вводить слово:
Нажмите сюда, чтобы развернуть список словарей

Большой российский энциклопедический словарь

АЛЛЕГОРИЯ

АЛЛЕГО́РИЯ (греч. allegoria - иносказание), изображение отвлечённой идеи (понятия) посредством образа . Смысл А., в отличие от многозначного символа , однозначен и отделён от образа; связь между значением и образом устанавливается по сходству (лев - сила, власть или царственность). Как троп А. используется в баснях, притчах, моралите; в изобр. иск-вах выражается определ. атрибутами (правосудие - женщина с весами). Наиб. характерна для ср.- век. иск-ва, Возрождения, маньеризма, барокко, классицизма.

Толковый словарь русского языка И. С. Ожегова и Н. Ю. Шведовой

АЛЛЕГОРИЯ

АЛЛЕГО́РИЯ -и, ж. (книжн.). Иносказание, выражение чего-н. отвлечённого, ка-кой-н. мысли, идеи в конкретном образе. Говорить аллегориями (неясно, с малопонятными намёками на что-н.). II прил. аллегорический, -ая, -ое.

Толковый словарь русского языка Д. Н. Ушакова

АЛЛЕГОРИЯ

аллегории, ж. (греч. allegoria). 1. Иносказание, наглядное, картинное выражение отвлеченных понятий посредством конкретного образа (лит.). Это стихотворение полно аллегорий. 2. только ед. Иносказательность, иносказательный смысл. Во всякой басне заключается какая-н. аллегория. 3. только мн. Туманная, непонятная речь, нелепость (простореч.). Заламливал такие аллегории и экивоки, что, кажись, век бы не добился толку. Гоголь. Ты мне аллегорий не разводи, а говори прямо.

Толковый словарь Ефремовой

АЛЛЕГОРИЯ

ж.
Форма иносказания, заключающаяся в выражении отвлеченного понятия через конкретный образ.

Толковый словарь В. И. Даля

АЛЛЕГОРИЯ

ж. греч. иносказание, инословие, иноречие, околица, обиняк, проображение; речь, картина, изваяние в переносном смысле; притча; картинное, чувственное изображение мысли. Весь вещественный, чувственный мир не иное что, как иносказание, по соответствию, мира духовного. Аллегорический, аллегоричный, иносказательный, переносный, окольный, обинячный; аллегорист м. иносказатель.

Энциклопедический Словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона

АЛЛЕГОРИЯ

≈ художественное обособление отвлеченных понятий посредством конкретных представлений. Религия, любовь, справедливость, раздор, слава, война, мир, весна, лето, осень, зима, смерть и т. д. изображаются и представляются как живые существа. Прилагаемые этим живым существам качества и наружность заимствуются от поступков и следствий того, что соответствует заключенному в этих понятиях обособлению, напр. обособление боя и войны обозначается посредством военных орудий, времен года ≈ посредством соответствующих им цветов, плодов или же занятий, справедливость ≈ посредством весов и повязки на глазах, смерть ≈ посредством клепсидры и косы. Очевидно, аллегории не достает полной пластической яркости и полноты художественных творений, в которых понятие и образ вполне друг с другом совпадают и производятся творческою фантазиею неразлучно, как будто сросшимися от природы. А. колеблется между происходящим от рефлексии понятием и хитроумно придуманною его индивидуальною оболочкою и вследствие этой половинности остается холодною. А., соответствуя богатому образами способу представления восточных народов, занимает в искусстве Востока видное место. Напротив, она чужда грекам при чудной идеальности их богов, понимаемых и воображаемых в виде живых личностей. А. появляется здесь только в Александрийское время, когда прекратилось естественное образование мифов и сделалось заметным влияние восточных представлений. Сильнее ее господство в Риме. Но сильнее всего она властвовала в поэзии и искусстве Средних веков с конца XIII-го столетия, в то время брожения, когда наивная жизнь фантазии и результаты схоластического мышления взаимно соприкасаются и, насколько возможно, стараются проникнуть друг друга; так ≈ у большинства трубадуров, у Вольфрама фон Эшенбах, у Данте. "Feuerdank", греческая поэма XVI столетия, в которой описывается жизнь императора Максимилиана, может служить примером аллегорическо-эпической поэзии. А. имеет особое применение в животном эпосе. Очень естественно, что различные искусства состоят в существенно различн…
Полное определение слова «АЛЛЕГОРИЯ»
Словарь иностранных слов

АЛЛЕГОРИЯ

[гр. allegorla] - иносказание; в искусстве - развернутое уподобление, подробности которого складываются в систему намеков; причем прямой смысл изображения не теряется, но дополняется возможностью его переносного истолкования.

Орфографический словарь Лопатина

АЛЛЕГОРИЯ

аллего́рия, -и

Словарь русских синонимов Н. Абрамова

АЛЛЕГОРИЯ

см. басня , намек , пример

Большой русско-английский словарь

АЛЛЕГОРИЯ

жен. allegory

ж. allegory


Русско-немецкий словарь

АЛЛЕГОРИЯ

аллегория ж Allegorie f, pl -ri|en, Sinnbild n 1b

Большой русско-украинский словарь

АЛЛЕГОРИЯ

сущ. жен. рода алегорія

Русско-французский словарь

АЛЛЕГОРИЯ

ж. лит.
allégorie
f


Русско-испанский словарь

АЛЛЕГОРИЯ

аллеѓория

ж. alegoría f

Русско-итальянский словарь

АЛЛЕГОРИЯ

ж. книжн.
allegoria

Русско-голландский словарь

АЛЛЕГОРИЯ

аллего́рия
f
allegoríe


Русско-узбекский словарь

АЛЛЕГОРИЯ

аллегория ж аллегория, киноя, ќочирим, мажоз; говорить ~ми ќочирим(лар) билан гапирмоќ.

Русско-латинский словарь

АЛЛЕГОРИЯ

allegoria, ae, f, translatio, onis, f, immutata oratio [onis, f]; parabŏla, ae, f;

Русско-Эсперинг-Английский словарь - 10.600 русских слов.

АЛЛЕГОРИЯ

alegori- allegoric
    (иносказание, иносказательный) .

Новейший философский словарь

АЛЛЕГОРИЯ

(греч. allegoria - иносказание) - один из способов эстетического освоения действительности, прием изображения предметов и явлений посредством образа, основой которого является иносказание. В А. чаще всего используются отвлеченные понятия (добродетель, совесть, истина), типичные явления, характеры, мифологические персонажи - носители определенного, закрепленного за ними аллегорического содержания (Минерва - богиня мудрости), А. может выступать и как целый ряд образов, связанных единым сюжетом. В то же время для А. характерно однозначное иносказание и прямая оценочность, закрепленная культурной традицией: смысл А. может быть истолкован достаточно прямолинейно в этических категориях "добра" и "зла". А. близка к символу, а в определенных случаях совпадает с ним. Однако символ более многозначен, содержателен и органично связан со структурой чаще всего простого образа. Нередко в процессе культурно-исторического развития А. утрачивала свое первоначальное значение и нуждалась в ином истолковании, создавая т. обр. новые смысловые и художественные оттенки (притча о сеятеле в "Евангелии"). В истории философии первые попытки вычленить А. предпринимаются в эпоху эллинизма и связаны со стремлением истолковать древние тексты (например, "Илиаду" и "Одиссею" Гомера) как следующие друг за другом А. При этом содержание не отделялось от формы высказывания, и А. смешивалась с символом. Наиболее широко А. используется в средние века как иносказательное выражение всех ценностей бытия; в эпоху Возрождения А. распространена в таких направлениях ис-скуства, как маньеризм, барокко, классицизм. А. чужда рационалистической философской традиции 19-20 вв. Однако аллегорическая образность характерна для творчества П.Б. Шелли, М.Е. Салтыкова-Щедрина, П. Верхарна, Г. Ибсена, А. Франса. И до сих пор А. традиционно используется в различных литературных жанрах, в том числе и философского характера (например, "Чума" Камю). И.K. Игнатьева

Словарь поэтических терминов

АЛЛЕГОРИЯ

(греч. allegoria - иносказание) - образное изображение отвлеченной мысли, идеи или понятия посредством сходного образа (лев - сила, власть; правосудие - женщина с весами). В отличие от метафоры, в аллегории переносное значение выражено фразой, целой мыслью или даже небольшим произведением (басня, притча). В литературе многие аллегорические образы берутся из фольклора и мифологии.