АКЦЕНТ -а, м.
• 1. Ударение в слове, а также знак ударения (спец.). Поставить а. 2. перен. Подчёркивание какого-н. положения, мысли (книжн.). Сделать а. на чём-н. Расставить все акценты. Сместить акценты.
• 3. Особенности выговора, свойственные говорящему не на своем родном языке. Говорить с южным, белорусским акцентом. II прил. акцентный, -ая, -ое (к 1 знач.).
Толковый словарь русского языка Д. Н. Ушакова
АКЦЕНТ
акцента, м. (латин. accentus). 1. То же, что ударение (грам.).
Знак ударения (грам., тип.). 2. Своеобразный выговор, свойственный говорящему на чужом языке или на чужом диалекте. Говорить по-русски с немецким акцентом. Он говорит по-французски с отличным парижским акцентом. Сделать акцент на чем (книжн.) - выделить что-н., подчеркнуть, обратить особое внимание на что-н.
Знак ударения (грам., тип.). 2. Своеобразный выговор, свойственный говорящему на чужом языке или на чужом диалекте. Говорить по-русски с немецким акцентом. Он говорит по-французски с отличным парижским акцентом. Сделать акцент на чем (книжн.) - выделить что-н., подчеркнуть, обратить особое внимание на что-н.
Толковый словарь В. И. Даля
АКЦЕНТ
м. усиленное выражение голоса на гласной букве, на целом слове или на целой речи; возвышение и понижение голоса : тоном или звуком и силою, громкостию; ударение, т. е. протяжка гласной, остановка на ней. Акцентуация ж. ударение в говоре, в знач. действия. Акцентировать или акцептовать речь, произносить с ударением, выразительно, понижая и повышая голос, усиливая и ослабляя его.
Энциклопедический Словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона
АКЦЕНТ
≈ Иногда акцентом по-русски называют ударение (см.), но это неправильный галлицизм, потому что русское заимствованное слово "акцент", собственно, имеет совсем другое значение. Каждый иностранец, говоря по-русски, придает своему русскому выговору особенный оттенок сообразно своей национальности: русские слова иначе выговаривает француз, немец, еврей, иначе чех, поляк и др.; в выговоре этих инородцев замечаем оттенок, т. е. акцент, французский, немецкий, еврейский, чешский, польский и т. п. Итак, акцентом, например, будет: картавое р , ≈ твердое ж, ч, ш, ≈ мягкое вместо твердого л и т. п. Этот иностранный акцент весьма трудно устранить, так как он прирожден каждой отдельной национальности; так, француз говорит по-русски с французским акцентом, и наоборот, русский человек вносит более или менее сильный русский акцент во французский язык. Акцент этот бывает даже довольно часто наследственным физиологически: так, например, евреи, с древних времен живущие в России, в течение целых столетий не могли отделаться от своего акцента, по которому острое русское ухо всегда заметит семитическое происхождение говорящего. И неудивительно, что акцент вместе с чертами лица и другими анатомически-физиологическими признаками переходит от отца на сына, так как он всецело основывается на физиологических началах. Все звуки нашего языка мы выговариваем с помощью наших говорильных органов, которые для выговора известного звука складываются в известную артикуляцию (см.), т. е. в известное, довольно строго обусловленное положение. Так, например, при выговаривании звука р или л все органы: голосовые связки или струны, мягкое небо, язык, губы ≈ все должно принять определенное положение. Но для того, чтобы получить известный акустический звук р , можно немножко изменять артикуляцию говорильных органов, вследствие чего мы получим только некоторые оттенки этого звука р ; если мы теперь заметим, что эти оттенки почти всегда бывают неизменны в известное время и в известном языке у всех его пр…
Полное определение слова «АКЦЕНТ» Энциклопедический Словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона
АКЦЕНТ
Акцент музыкальный
≈ есть ударение, падающее на так называемые сильные моменты такта. При синкопах акцент переносится с сильного времени на слабое. Музыкальные акценты ставятся на первую часть такта; при четном размере акценты падают на нечетные части такта, напр. при четырехдольном такте ≈ на первую и третью части. При трехдольном размере каждая группа из трех нот имеет ударение на первой. Такие акценты называются грамматическими. Они не должны быть слишком подчеркиваемы и выделяемы. Бывают акценты, применяемые вне вышеизложенных условий, на других частях такта. Подобного рода акценты называются ритмическими. Третий род акцентов называется эстетическим (патетическим). Он составляет основу декламации, при которой исполнитель повышает или понижает голос на слове, имеющем наибольшее значение в фразе, придавая ему акцент. С помощью эстетического акцента смысл вокальной пьесы становится понятнее и удобовосприимчивее. Все три рода акцентов применяются в вокальной музыке; в инструментальной же имеют место акценты грамматический и ритмический. Само собою разумеется, что эстетический акцент, связанный с декламацией, за отсутствием текста не имеет в ней применения.
≈ есть ударение, падающее на так называемые сильные моменты такта. При синкопах акцент переносится с сильного времени на слабое. Музыкальные акценты ставятся на первую часть такта; при четном размере акценты падают на нечетные части такта, напр. при четырехдольном такте ≈ на первую и третью части. При трехдольном размере каждая группа из трех нот имеет ударение на первой. Такие акценты называются грамматическими. Они не должны быть слишком подчеркиваемы и выделяемы. Бывают акценты, применяемые вне вышеизложенных условий, на других частях такта. Подобного рода акценты называются ритмическими. Третий род акцентов называется эстетическим (патетическим). Он составляет основу декламации, при которой исполнитель повышает или понижает голос на слове, имеющем наибольшее значение в фразе, придавая ему акцент. С помощью эстетического акцента смысл вокальной пьесы становится понятнее и удобовосприимчивее. Все три рода акцентов применяются в вокальной музыке; в инструментальной же имеют место акценты грамматический и ритмический. Само собою разумеется, что эстетический акцент, связанный с декламацией, за отсутствием текста не имеет в ней применения.
Энциклопедический Словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона
АКЦЕНТ
Акцент церковный
( Accentus ecclesiastici ). ≈ Так называются промежуточные (интерпунктические) формулы мелодии, которые священники употребляют при пении отрывков из Евангелия и Эпистол. Эти мелодии сохранились в католической, частью же, в измененном виде, и в евангелической церквах (при антифонах, кружечных сборах, при чтении правил перед принятием Св. Тайн). Пение это держится преимущественно на одной и той же ноте и скорее приближается к чтению нараспев. Конец подобной музыкальной фразы имеет определенную мелодическую формулу, ее округляющую.
( Accentus ecclesiastici ). ≈ Так называются промежуточные (интерпунктические) формулы мелодии, которые священники употребляют при пении отрывков из Евангелия и Эпистол. Эти мелодии сохранились в католической, частью же, в измененном виде, и в евангелической церквах (при антифонах, кружечных сборах, при чтении правил перед принятием Св. Тайн). Пение это держится преимущественно на одной и той же ноте и скорее приближается к чтению нараспев. Конец подобной музыкальной фразы имеет определенную мелодическую формулу, ее округляющую.
Большой русско-английский словарь
АКЦЕНТ
муж. accent с резким акцентом – broad сделать акцент расставить акценты
м. accent
(ударение тж.) stress, emphasis
делать ~ на чём-л. stress smth. ~ировать несов. и сов. (вн.) stress (smth.)
перен. тж. emphasize (smth.)