Актер и актриса
≈ исполнители драматической пьесы. Драматическое произведение само по себе заключено в узкие пределы внутреннего представления, усвояемо только воображением, а потому для своего полного воплощения нуждается в расширении этой границы, в замене внутренне создаваемого образа видимым и слышимым, осуществляемым действием, игрою. Игра подкрепляет произносимые слова соответствующим положением, движением тела и рук или же выражением лица. Различаются движения ораторские и движения сценические. В настоящее время это выражение употребляется почти исключительно в последнем смысле, поскольку актер выражает своими движениями характер изображаемого лица. В сценическом искусстве отличают немую игру от пантомимы, в которой все выражается движениями тела и игрою физиономии. Немая же игра артиста чередуется с декламацией или пением. Игра актера выражается главным образом в движениях тела, поскольку в них проявляются духовные качества и положение изображаемого лица, далее движение головы, рук и ног, наконец, выражение лица и движение лицевых мускулов. Движению ног придает особую выработку танцевальное искусство. Это задача и сущность драматического искусства, и исполняется она ≈ актерами. Истинный актер не обязан, однако ж, лишь слепо следовать за произведением, которое он хочет воспроизвести; он не только может, но и должен каждый раз вносить в свои роли что-нибудь новое, свое собственное, "войти в свою роль", "создать роль". Воспроизводительным материалом для актера должна быть его собственная личность: ее он может преобразовывать, возвышать и т. д., но всегда сохраняя меру и имея в памяти идеал и тип творца драматического произведения. Все искусство актера поэтому должно быть прежде всего направлено к тому, чтобы по возможности забыть разницу между воспроизводимым идеалом и своей личностью и этим самую роль, игру свою, так сказать, стушевать, заставив зрителя думать, что он видит действительное, активное лицо. Древние облегчали это актеру, заставляя его носить соответственные типические маски, но наши требования этим уже не ограничиваются и вместо масок требуют живой мимики. Декламация и мимика поэтому ≈ необходимые условия драматического искусства. Теоретические начала их преподаются в особо устроенных с целью подготовки актеров, т. наз. театральных, училищах. В России театральное училище в ведении театральной дирекции Императорского Двора имеет уже свою историю. В новейшее время правительство обратило внимание на воспитательное значение театра и в связи с этим начало заботиться (по крайней мере для играющих на казенных сценах) об устроении судьбы актеров; установлены пенсии, предоставлены некоторые преимущества и проч. Возникают также попытки устройства народных театров, таков, между прочим, народный театр в Архангельской губ., на котором играют исключительно крестьяне-любители. По распоряжению военного министерства начинают развиваться театральные солдатские представления и в воинских командах. Ср. П. С. Тихонравова, "Русские драматич. произведения 1672≈1725 г." (СПб. 1874, 2 т.); Ретгер, "Die Kunst der dramatischen Darstellung" (Берл., 1841); Бенедикса, "Der m ü ndliche Vortrag" (3 изд., Лейпц., 1871). Чем теснее связано драматическое искусство с драмат. произведением, тем точнее отражаются в нем все различные направления стиля, какие мы можем наблюдать в истории драмы. Отчасти это выражается здесь даже ярче, чем в самой драме, потому что нагляднее и полнее. Сообразно пластике древней драмы драмат. искусство древних было прежде всего пластично; маска, котурны, весь актер ≈ это была живая статуя. Подобно тому, как все новейшее искусство склоняется от пластичного к живописи, так и в драматическом искусстве теперь все индивидуализируется, носит характер портретов и т. д. Но и в этих границах разница между драматическим искусством у романских и германских народов отражается так же, как и на их драматических произведениях. У итальянцев и французов в высоких трагедиях все еще чувствуется что-то наносное: речитативы в измерении, величественные движения, пластическая сдержанность в игре; в новейшее время также много манерности. Английское драм. искусство со времени Шекспира подпало совсем под влияние шекспировского индивидуализма и этот характер сохраняет и по сие время. В Германии же вместе с франц. драматургией вошел и французский характер драматического искусства. Экгоф создал ей более благодарную почву реальной действительности, Лессинг в то же время сделал такой же переворот в драматургии. Против этого натурализма восстала веймарская школа с Гете и Шиллером во главе, которая, стараясь возвысить идеалы, делала это часто в ущерб действительной правде, а потому вскоре была побеждена. Теперь, как и во всех искусствах, в драматическом искусстве господствует нерешительность и неопределенность. Ср. Эдуард Девриен, "Geschichte der deutschen Schauspielkunst" (5 т., Лейпц., 1848≈74). Но как театр в общем сделался полнейшею необходимостью для интеллигентного класса, то по мере его возвышения возвышалось и социальное и экономическое положение актера и актрисы (см. Театр).