Большой российский энциклопедический словарь
АКСИО́МА (греч. ахiomа), положение, принимаемое без логич. доказательства в силу непосредств. убедительности; истинное исходное положение теории.
Толковый словарь русского языка И. С. Ожегова и Н. Ю. Шведовой
АКСИО́МА -ы,ж. Исходное положение, принимаемое без доказательств и лежащее в основе доказательств истинности других положений (спец.). Положение, принимаемое без доказательств (книжн.). 11 прил. аксиоматический, -ая, -ое.
Толковый словарь русского языка Д. Н. Ушакова
аксиомы, ж. (греч. axioma). Положение, принимаемое без доказательств (мат.).
Очевидная истина, утверждение, принимаемое на веру (книжн.).
Толковый словарь Ефремовой
ж.
1) Исходное положение какой-л. научной теории, принимаемое без доказательств.
2) перен. Неоспоримое, бесспорное положение, очевидная истина, не требующая доказательств.
Толковый словарь В. И. Даля
ж. греч. очевидность, ясная по себе и бесспорная истина, не требующая доказательств, напр. целое всегда, больше части своей; основная истина, самоистина, ясноистина.
Энциклопедический Словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона
(слово греч.). ≈ Аксиомой называется в узком и научном смысле общее предложение, истинность которого представляется очевидной нашему уму по самому смыслу и значению слов, его составляющих, очевидным непосредственно, без всякого вывода его из какого-либо другого. На такого рода общих положениях строятся все дальнейшие выводы и заключения науки, и обойтись без них не может ни одна умозрительная наука. Существует ли вообще такая основная, безусловно общая всему человеческому знанию А., на которой могут быть построены все выводы человеческого ума, ≈ это еще вопрос, разрешить который должна философия. С формальной стороны закон противоречий, идентичности, исключение третьего и подобные им логические основные положения ≈ все это А., очевидные не только для развитого человеческого ума, но и для всякого способного сообразоваться с сущностью мысли. Критическая философия ограничивает понятие об А. так называемыми синтетическими положениями a priori, непосредственной, наглядной очевидности, и утверждает, что существуют таковые только в математике; философские же А. считают лишь дискурсивными основными положениями, очевидность коих обусловливается характером нашего представления, как, напр., положение: "каждое впечатление имеет определенную силу". Математики называют А. положение теоретически непосредственной истинности, как, напр., каждая величина равна самой себе.