Энциклопедический Словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона
АККОМПАНЕМЕНТ
(accompagnamento, accompagnement) ≈ музыкальный термин, обозначающий сопровождение мелодий, имеющее целью преимущественно ее гармоническое украшение, а также поддержку вокальных партий инструментами. Аккомпанемент бывает гармонический, состоящий из аккордов, и контрапунктический, в котором несколько партий сохраняют полную самостоятельность наравне с сопровождаемой мелодией. В современном музыкальном искусстве принято выписывать весь аккомпанемент. В прежние же времена в музыкальных сочинениях задача сопровождения представляла большее затруднение для аккомпаниатора. Так как большая часть сопровождающих голосов не выписывалась, а обозначалась приблизительно только цифрами под басом, то аккомпаниатору представлялась большая свобода в воспроизведении намеченного композитором сопровождения. Подобного рода сопровождение давало большую свободу изобретательности аккомпаниатора и имело существенное значение в музыке XVII и XVIII столетий как аккомпанемент для клавесина и органа. Бас с цифрами, обозначавший аккомпанемент, назывался цифрованным басом или генерал-басом. По своей обработке в особенности замечателен аккомпанемент Генделя. Вышеупомянутый генерал-бас первоначально обозначал также учение о гармонии, находившейся в тесной связи с аккомпанементом. Самые лучшие учебники генерал-баса в смысле искусства аккомпанемента составлены Гаспарини, Маттесоном, Гейнихеном и Ф. Е. Бахом. В настоящее время при самостоятельном развитии науки о гармонии генерал-бас потерял свое прежнее значение; им пользуются только для музыкальной скорописи. Генерал-бас играет роль музыкальной стенографии. Для инструментальной или вокальной мелодий аккомпанементы пишутся: органные, фортепьянные, квартетные, оркестровые; для вокальной мелодии бывают и хоровые аккомпанементы.