Большой российский энциклопедический словарь
АКВАРЕ́ЛЬ (франц. aquarelle, от лат. aqua - вода), краски (обычно с клеем), разводимые в воде и легко смываемые ею. Осн. качества живописи А.- прозрачность красок, сквозь к-рые просвечивают тон и фактура основы (чаще всего бумаги), чистота цвета.
Толковый словарь русского языка И. С. Ожегова и Н. Ю. Шведовой
АКВАРЕ́ЛЬ -и, ж.
• 1. собир. Прозрачные, обычно клеевые краски, разводимые на воде. Писать акварелью.
• 2. Картина, написанная такими красками. Выставка акварелей. II прил. акварельный, -ая, -ое. Акварельные тона (мягкие, нежные).
Толковый словарь русского языка Д. Н. Ушакова
акварели, ж. (фр. aquarelle). 1. только ед. Краски, разводимые в воде. 2. Картина, нарисованная этими красками (живоп.). Выставка акварелей.
собир. Собрание таких картин (спец.). Отделение акварели в музее. 3. только ед. Рисование акварелью (спец. живоп.). Специальность этого художника - акварель. Он особенно искусен в акварели.
Энциклопедический Словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона
(итал. aquarelle или aqua-tento, франц. aquarelle, англ. painting in water colours, нем. Wasserfarbengem ä lde, Aquarellmalerei) ≈ означает живопись водяными красками. Акварельная живопись вошла в употребление позже других родов живописи; еще в 1829 году Монтабер в "Trait é Complet de la peinture" упоминает о ней лишь вскользь как об искусстве, не заслуживающем серьезного внимания. Однако, несмотря на ее позднее возникновение, она в короткое время сделала такие успехи, что может соперничать с живописью масляными красками. Акварель только тогда стала сильною и эффектною живописью, когда для нее начали употреблять прозрачные краски с растушью теней. Живопись водяными красками, но густыми и непрозрачными (живопись гуашью) существовала гораздо ранее прозрачной акварели. Картины Рафаэля (1483≈1520), Лебрена (1619≈1690), Лесюера (1617≈1655), Миняра (1610≈1695) и других представляют не акварельные работы, а раскраску эскизов частью прозрачными, а частью непрозрачными клеевыми красками по контурам, которые этими красками не закрывались. Такие картины служили как модели для фресок (fresco) по штукатурке зданий. Подобного рода раскрашиванием ≈ как отдых или как эскиз для жанровых картин ≈ занимались и голландские, и фламандские живописцы: Рюгендас, Поль Бриль (1556≈1626), Рюнедаль (1670), Бот (1650), Винантес (1600≈1670); Рубенс хотя набрасывал эскизы гуашью, но предпочитал прозрачные краски. Ван Гейсум (1682≈1749), знаменитый живописец цветов, плодов и насекомых, оставил этого рода рисунки, которые доныне сохранились. Его подражателями были Ван Спендокам, Ван Даелям, Бесса, Рише и проч. Но все эти произведения можно назвать лишь раскрашенными рисунками. Как только живописцы отважились заглушать красками резкие черты контуров и тушевок, сделанных пером или карандашом, а для растуши теней начали употреблять кисть, акварельные произведения получили силу, эффект, и этого рода искусство пошло быстрыми шагами вперед и в настоящее время дошло до такого совершенства, что удовлетворяет вкусам самых строгих ценителей. Осл…
Полное определение слова «АКВАРЕЛЬ»
Словарь иностранных слов
[фр. aquarelle < ит. acquerello <лат. aqua вода] - водяная прозрачная краска, а также живопись такими красками.