Азбука нотная
( музыкальная ) ≈ обозначает условный порядок письменных музыкальных знаков, называемых нотами, которые ставятся на строке, или нотоносце, состоящей из пяти линий. Музыкальною азбукою принято также называть учебники элементарной теории. В настоящее время пользуются двойной нотной номенклатурой. Названия нот идут по диатонической мажорной гамме Do в следующем порядке: До, или Ut (по-русски до), Re (ре), Mi (ми), Fa (фа), Sol (соль), La (ля), Si (си) ≈ во Франции и Италии; С (до), D (ре), E (ми), F (фа), G (соль), A (ля), H (си) ≈ в Германии. В России применяются и те и другие названия. При упомянутых нотах ставятся еще знаки: диез ( знак повышения), повышающий ноту на полтона; бемоль ( знак понижения), понижающий ноту на полтона. Есть еще знак бекар ( знак отказа), получающий значение знака повышения, если он уничтожает бемоль, и, наоборот, знака понижения, если он уничтожает диез. Двойной знак повышения называется дубль-диезом, или двойным диезом ( ), понижения ≈ дубль-бемолем, или двойным бемолем ( ). Для уничтожения дубль-диеза и дубль-бемоля существует знак дубль-бекар ( ). В итальянской азбуке названия знаков повышения и понижения прямо присоединяются к названию нот (do ≈ до-диез, do ≈ до-дубль-диез, do ≈ до-бемоль, do ≈ до-дубль-бемоль). В немецкой азбуке названия знаков повышения заменяются слогом is (ис), прибавляемом к названию ноты (cis ≈ цис, т. е. до-диез, dis ≈ дис, т. е. ре-диез, eis ≈ еис, т. е. ми-диез, fis ≈ фис, т. е. фа-диез, gis ≈ гис, т. е. соль-диез, ais ≈ аис, т. е. ля-диез, his ≈ хис, т. е. си-диез). При знаке понижения прибавляется слог es (ес), например ces (цес) т. е. до-бемоль; des (дес) т. е. ре-бемоль, es (ми-бемоль), fes (фа-бемоль), ges (соль-бемоль), as (ля-бемоль), hes (си-бемоль). Последнее название, т. е. hes, принято заменять названием В. При двойном повышении, прибавляют два слога is, например cisis, disis, eisis, fisis, gisis, aisis, hisis. При двойном понижении, прибавляются два слога es, например ceses, deses, eses, feses, geses, ases и heses, или вв. Название нот, применяемое и в настоящее время в Германии, ввел Григорий Великий в VI столетии. Он воспользовался латинским алфавитом и назвал звук ля буквою а, си ≈ b, до ≈ с, ре ≈ d, ми ≈ е, фа ≈ f, соль ≈ g. До Григория Великого звуки обозначались греческими буквами, затем они были заменены невмами (крючки, черточки в различных видах и положениях, которые схожи со старинным русским музыкальным шрифтом, называемом крюками ). При Григории В. невмы вошли во всеобщее употребление. Его "Антитонарий", или сборник григорианских напевов, написан невмами. Из невм впоследствии развилась современная нотация. Идея помещать на нотоносце, или линейной системе, музыкальные знаки зародилась в Х столетии, хотя Гвидон Аретинский , живший в первой половине XI столетия, приписывает это изобретение себе. Гвидон А. в сущности, ввел новые названия тонов. Поводом к этому изобретению послужила молитва к св. Иоанну. Ut queant latis Re sonare fibris Mi ra gestorum Fa muli tuorum Sol ve polluti La bii reatum, и т. д. В этом гимне каждый стих начинается слогами ut, re, mi, fa, sol, la, a в приписанной к стихам мелодии, с этими слогами совпадали звуки с, d, e, f, g, a. Григорианские названия тонов Гвидон Аретинский заменил вышеупомянутыми слогами. Способ обучения пению с новым названием тонов получил наименование сольмизации. Музыкальный шрифт с обозначением определенной длительности нот, заменивший невмы, изобретен монахом Франконом Кельнским в конце XII столетия. Это изобретение называется мензуральной системой. Маркет Падуанский и Иоанн Мурский, жившие в XIV столетии, развили систему Франкона Кельнского. Современная нотация есть усовершенствованная мензуральная система.