Большой российский энциклопедический словарь
АГНОСТИЦИ́ЗМ (от греч. agnostos - недоступный познанию), филос. учение, отрицающее возможность познания объективного мира и достижимость истины; ограничивает роль науки лишь познанием явлений. Последоват. А. представлен в учениях Дж. Беркли и Д. Юма.
Толковый словарь русского языка И. С. Ожегова и Н. Ю. Шведовой
АГНОСТИЦИЗМ -а, м. Идеалистическое философское учение, отрицающее возможность познания объективного мира и его закономерностей. II прил. агностический, -ая, -ое.
Толковый словарь Ефремовой
м.
Философское учение, отрицающее возможность познания объективного мира, его сущности и закономерностей, ограничивающее роль науки познанием лишь явлений, доступных чувственному опыту.
Энциклопедический Словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона
≈ философское учение, утверждающее, что мы не можем ничего знать о действительной сущности вещей. Этот термин был введен Гексли в философию; он применяется к Спенсеру (агностический монизм), позитивистам, Канту и философам, приходящим к агностическому воззрению на основании относительности знания (Гамильтон). См. Теория познания.
Украинский толковый словарь
агностици́зм
-у, ч. Ідеалістичне філософське вчення, що заперечує можливість пізнання об'єктивного світу і його законів.
Большой русско-украинский словарь
сущ. муж. рода , только ед. ч. филос. агностицизм -у
Русско-французский словарь
м. филос.
agnosticisme
aɡn-
m
Русско-испанский словарь
агностиц́изм
м. филос. agnosticismo m
Русско-голландский словарь
агностици́зм
m
fil. agnosucisme het
Русско-турецкий словарь
м , филос.
bilinemezcilik
Русско-латинский словарь
agnosticismus, i, m; agnostĭca doctrina [ae, f]; mentis habitus [us, m] agnostĭcus;
Новейший философский словарь
(греч. а - отрицание, gnosis - знание) - философская установка, согласно которой невозможно однозначно доказать соответствие познания действительности, а следовательно - выстроить истинную всеобъемлющую систему знания. Вырастает из античного скептицизма и средневекового номинализма. Термин введен в середине 19 в. английским естествоиспытателем Т. Гексли для обозначения непознаваемости того, что не может быть обнаружено непосредственно как сенсибельное (предмет чувственного восприятия), и на этом основании ложности всего интеллигибельного. (Следует отличать А. от античного скептицизма. В философии скептицизма отрицается истинное как предмет мысли, т.е. релятивизируется всякое бытие, неважно сенсибельное или интеллигибельное. На этом основании скептики, придерживаясь гераклитовской позиции "все течет", предлагают употреблять вместо "существует" слово "кажется". Для А. же характерно понимание истинного как всецело сенсибельного бытия, так что сомневаться следует только в бытии интеллигибельном). Традиция А. берет начало в философии Беркли, полагающего, что человеку невозможно выйти из своего опыта, чтобы решить вопрос об отношении этого опыта к фактам действительности. Вслед за ним Юм выступает с последовательным отрицанием истинного познания, начиная с критики основополагающего закона познания - причинности, который, с его точки зрения, - лишь представление, характеризующее восприятие мира человеком. Человеческое познание, с этой точки зрения, - цепь субъективных опытов и примысливаемых к ним предположений, причем ставится цель свести последние к минимуму (идеал - математическое естествознание). Юм насчитывал три "ряда опыта": "впечатление", "вера в существование предмета", "идея". Впечатления возникают из чувственного опыта. Повторяемость одного впечатления ведет к вере в существование данного предмета. Идеи представляют собой наиболее яркие впечатления. Все интеллигибельное, т.е. чисто мировоззренческие вопросы, оказываются лишенными смысла. На…
Полное определение слова «АГНОСТИЦИЗМ»