Большой российский энциклопедический словарь
АВТОМОБИ́ЛЬ (от авто ... и лат. mobilis - подвижной, легко двигающийся), трансп. безрельсовая машина гл. обр. на колёсном ходу, приводимая в движение собств. двигателем (внутр. сгорания, электрич. или паровым). Первый А. с паровым двигателем построен Ж. Кюньо (Франция) в 1769-70, с двигателем внутр. сгорания - Г. Даймлером, К. Бенцем (Германия) в 1885-86. Вращение от двигателя передаётся муфте сцепления, коробке передач, дифференциалу и колёсам (ведущему мосту). Различают А.: пассажирские (легковые и автобусы), грузовые, специальные (пожарные, сан. и др.) и гоночные. Скорость легковых А. до 300 км/ч, гоночных св. 1100 км/ч (1997), грузоподъёмность грузовых А. до 180 т.
Толковый словарь русского языка И. С. Ожегова и Н. Ю. Шведовой
АВТОМОБИЛЬ -я, м. Транспортное средство на колёсном (реже полугусеничном или другом) ходу с собственным двигателем для перевозок по безрельсовым путям. Грузовой а. Легковой а. Гоночный а. Ездить на автомобиле (в автомобиле). 11 прил. автомобильный, -ая, -ое.
Толковый словарь русского языка Д. Н. Ушакова
автомобиля, м. (от греч. autos - сам и латин. mobilis - подвижной). Экипаж, приводимый в движение собственным механическим двигателем. Открытый, закрытый автомобиль. Грузовой автомобиль.
Толковый словарь Ефремовой
м.
Транспортное средство с двигателем внутреннего сгорания, предназначенное для перевозки пассажиров и грузов по безрельсовым дорогам.
Энциклопедический Словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона
(история и техника) ≈ Идея самодвижущейся повозки появилась одновременно с идеей паровой машины. Первое и неудачное осуществление этой идеи принадлежит французскому артиллеристу Кюньо (1769 г., см. соотв. статью). В 1781 г. Мурдок (Murdock), один из мастеров на заводе Уатта и Больтона, сделал вполне удачную модель самодвижущейся дорожной паровой машины. Вслед за этим в Англии стали появляться один за другим многие, более или менее удачные дорожные паровозы. В 1802 г. Тревитик первый получил патент на такую машину, которая много раз ездила, со скоростью до 10 миль в час, пока не наехала на палисад, вследствие чего дальнейшая езда была запрещена (см. соотв. статью). После него сделаны были значительные усовершенствования; однако, в то же время как паровозы на железных дорогах получали все большее и большее распространение, дорожные паровозы сочувствия не вызвали; к 1831 г. на них наложили большие стеснения и пошлины за пользование общественными дорогами, так что предприятия этого рода стали безвыгодными и не могли больше прогрессировать. С этого времени почти до конца XIX стол. английские конструкторы оставили легкие, быстроходные дорожные паровозы и занялись преимущественно усовершенствованием тихоходных самодвижущихся сельскохозяйственных локомобилей, способных перевозить и тяжести по обыкновенным дорогам, даже с довольно большою скоростью. Тем временем были сделаны два изобретения, оказавшие впоследствии весьма важное влияние на развитие легких дорожных самодвижущихся повозок-автомобилей: в 1845 г. W. R. Thomson взял патент на каучуковые шины, а в 1860 г. Ленуар устроил первый газовый двигатель (см.). Затем появились двигатели бензиновые, керосиновые и электрические, приводимые в действие аккумуляторами. Все эти двигатели легче обыкновенных паровых при той же силе и поэтому особенно пригодны для самодвижущихся повозок, так же как и паровые с трубчатыми котлами Серполе (см.). Все это заставило изобретателей и конструкторов снова обратить свое внимание на самодвижущиеся повозки, получившие теперь общее название &q…
Полное определение слова «АВТОМОБИЛЬ»
Энциклопедический Словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона
Автомобиль с.-петербургский журнал
≈ еженедельный технический иллюстрированный журнал, издается в СПб. с 1902 г. Редактор-издатель А. П. Нагель.