Большой российский энциклопедический словарь
АВВАКУ́М ПЕТРОВ (1620 или 1621-1682), глава старообрядчества и идеолог раскола в православной церкви, протопоп, писатель. В 1646-47 чл. "Кружка ревнителей благочестия". Выступил против реформы патриарха Никона. Сослан с семьёй в 1653 в Тобольск, затем в Даурию. В 1663 возвращён в Москву, продолжал борьбу с офиц. церковью. В 1664 сослан в Мезень. В 1666-67 осуждён на церк. соборе и сослан в Пустозерск, где 15 лет провёл в земляной тюрьме. По приговору церк. собора сожжён в срубе. Автор св. 100 лит. произведений, наиб. известно автобиогр. "Житие".
Энциклопедический Словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона
Аввакум Петрович
≈ протопоп города Юрьевца-Поволожского, расколоучитель XVII столетия; род. до 1610 г. Происходивший из бедной семьи, довольно начитанный, угрюмого и строгого нрава, А. приобрел известность довольно рано как ревнитель православия, занимавшийся изгнанием бесов. Строгий к самому себе, он беспощадно преследовал всякое беззаконие и отступление от церковных правил, вследствие чего около 1651 г. должен был бежать от возмутившейся паствы в Москву. Здесь А., слывший ученым и лично известный царю, участвовал при патриархе Иосифе (ум. 1652) в "книжном исправлении". Никон заменил прежних справщиков, для которых греч. подлинники были недоступны, людьми действительно учеными. Никон и его справщики завели те "новшества", которые и послужили первою причиною возникновения раскола. А. занял одно из первых мест в ряду ревнителей старины и был одной из первых жертв преследования, которому подверглись противники Никона. Уже в сент. 1653 г. его бросили в тюрьму и стали увещевать, но безуспешно. А. был сослан в Тобольск, затем 6 лет состоял при воеводе Афанасии Пашкове, посланном для завоевания "даурской земли", доходил до Нерчинска, до Шипки и до Амура, претерпевая не только все лишения тяжелого похода, но и жестокие преследования со стороны Пашкова, которого он обличал в разных неправдах. Между тем Никон потерял всякое значение при двор, и А. возвращен был в Москву (1663). Первые месяцы возвращения его в Москву были временем большого личного торжества А.; сам царь выказывал к нему необыкновенное расположение. Вскоре, однако, убедились, что А. не личный враг Никона, а противник господствующей церкви. Царь посоветовал ему через Родиона Стрешнева если уже не "соединиться", то по крайней мере молчать. А. послушался, но не надолго. Вскоре он еще сильнее прежнего стал укорять и ругать архиереев, хулить 4-конечный крест, исправление символа веры, троеперстное сложение, партесное пение, отвергать возможность спасения по новоисправленным богослужебным книгам и послал даже…
Полное определение слова «АВВАКУМ»
Энциклопедический Словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона
Аввакум ориенталист
(в миру Дмитрий Семенович Честной, 1801≈1866) ≈ ориенталист-синолог, воспитанник СПб. духовной академии; был архимандритом и членом русской духовной миссии в Пекине. На тибетский язык А. перевел евангелие от Луки, на китайский ≈ несколько молитв, церковных песнопений, поучений и сочинение Мансветова: "Черты деятельного учения веры"; составил Каталог книгам, рукописям и картам на китайском, маньчжурском, монгольском, тибетском и санскритском языках, находящимся в библиотеке азиатского департамента министерства (СПб., 1843). В 1852 г. А. был прикомандирован к экспедиции адмирала Путятина и плавал на фрегате "Паллада". Поместил несколько заметок в "Записках Сибирского Отд. Имп. Русского Географич. Общества".
Энциклопедический Словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона
Аввакум пророк
(по-евр. Хавакук) ≈ один из пророков. Пророчества его, состоящие из трех кратких глав, составляют 8-ю книгу сборника 12 Малых пророков (Тре-ассар) в евр. каноне. Время и место деятельности А. с точностью не обозначено; но из содержания его речей, в которых он жалуется на угнетение слабых сильными и говорит (I, 6) о завоевательных походах халдеев, можно заключить, что он жил во время первого нашествия халдеев на Иерусалим, при царе Иоакиме. Мнение талмудистов, что А. есть сын Сунамитянки, которого воскресил Елисей (IV, Цар. 4), не имеет никакого основания, иначе А. пришлось бы иметь больше 300 лет. Слог А. возвышен и дышит силою. Молитва его в III главе как по форме, так и по содержанию ≈ изящный псалом.
Этимологический словарь Фасмера
Авваку́м
•имя собств.; уже ст.-слав., из греч. Άββακούμ.
Большой русско-украинский словарь
имя собств. , сущ. муж. рода Авакум