Большой российский энциклопедический словарь
АБСОЛЮ́Т (от лат. absolutus - безусловный, неограниченный), в философии и религии - безусловное, совершенное начало бытия, свободное от к.-л. отношений и условий (Бог, абс. личность - в теизме , Единое - в неоплатонизме и т.п.).
Толковый словарь русского языка И. С. Ожегова и Н. Ю. Шведовой
АБСОЛЮТ -а, м. (книжн.).
• 1. В философии: вечная, неизменная первооснова всего существующего (дух, идея, божество).
• 2. Нечто самодовлеющее, независимое от каких-н. условий и отношений. Возвести что-н. в а.
Толковый словарь русского языка Д. Н. Ушакова
абсолюта, м. (от латин. absolutus - самостоятельный) (филос.). Первопричина, основное начало всего существующего.
Толковый словарь Ефремовой
м.
1) Вечная, неизменная и совершенная первооснова всего существующего - Бог, дух, идея и т.п., противопоставляемая относительному и обусловленному материальному бытию (в религиозных и некоторых философских учениях).
2) Нечто самодовлеющее, независимое от каких-л. условий, отношений и т.п.
Энциклопедический Словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона
≈ см. Абсолютный и Гегель.
Словарь иностранных слов
[< лат. absolute неограниченный, безусловный] - в идеалистической философии - вечная, бесконечная духовная первооснова вселенной (абсолютный дух, абсолютная идея, бог, абсолютное я). диалектический материализм отвергает метафизическое понятие абсолюта, признавая единственной объективной реальностью материальный мир с бесконечным многообразием его свойств.
Украинский толковый словарь
абсолю́т
-у, ч. В ідеалістичній філософії – вічна, незмінна, нескінченна першооснова Всесвіту (дух, ідея); у релігії – Бог. || Що-небудь самодостатнє, безвідносне, нічим не обумовлене.
Большой русско-английский словарь
муж.
филос. the absolute учение об абсолюте – absolutism сторонник философии абсолюта – absolutist
м. фил. the absolute
Большой русско-английский словарь
пространства
мат. absolute of space
Большой русско-украинский словарь
сущ. муж. рода , только ед. ч. филос. абсолют -у
Русско-испанский словарь
абсол́ют
м. филос. (lo) absoluto
Русско-итальянский словарь
м. книжн.
assoluto
возвести что-л. в абсолют — assolutizzare vt
Русско-голландский словарь
абсолю́т
m
fil. het absolute
Русско-узбекский словарь
абсолют м книжн. абсолют (
1 идеалистик философияда: бутун мавжудотнинг азалий ва абадий ўзгармас бирламчи асоси - рућ, идея, худо;
2 ћар ќандай мутлаќ нарса, ћодиса).
Новейший философский словарь
(лат. absolutus - безусловный, неограниченный, безотносительный, совершенный) - вечная неизменная первооснова мира, первоначало всего Сущего, которое мыслится единым, всеобщим, безначальным, бесконечным и противостоит всякому относительному и обусловленному Бытию. Термин А. впервые был применен в конце 18 в. М.Мендельсоном и Ф.Якоби, которые использовали его для обозначения категории "Бога, или Природы" в философии Спинозы; введен в широкое употребление Шеллингом (1800). Синонимы: Абсолютный Дух, Абсолютная идея, Беспредельность, Абсолютный Разум, Мудрость, Абсолютное Сознание и Абсолютное Бытие. А. в религиях - Божество; в философиях - Абсолютная идея или Материя; в искусстве - Красота; в науке - истинное знание; в жизни человека - достижение идеального Совершенства. В религиях понятие Бога тождественно с понятием А.: христианство— Бог Отец и Христос; мусульманство - Аллах; индуизм - Брахман; буддизм - Ади-Будда; даосизм - Дао и т.п. Понятие А. было распространено в различных версиях и в философских системах: у Пифагора это Единица; у Платона - Единое или Благо; у Конфуция - Поднебесная; у Аристотеля - "Перводвигатель"; у Шанкары - Брахман; у Фихте - Абсолютное "Я"; у Гегеля - Абсолютная идея. Ведущее значение категория А. приобрела у Брэдли и сторонников абсолютного идеализма, отождествляемая с идеей всеобщей гармонии или мирового целого, которое заключает в себе субъект и объект в нерасчлененной форме и познается "непосредственно опытом". В учении Агни Йоги А. тождественен понятию Беспредельности. В религиозно-философских мистических учениях (неоплатонизм, йога, суфизм, исихазм) А. представляется Непостижимым, Неизреченным, Неведомым. Для Плотина и Шанкары А. не есть нечто данное как объект, А. постигается непосредственным контактом, который является более высоким, чем познание и опыт. Шанкара выступает против любой попытки постигнуть А. В тот самый момент, когда мыслится об А., он становится частью мирового опыта, что невозможно. Но А. - реален и присутствует. Он - неощ…
Полное определение слова «АБСОЛЮТ»